14.11.19 

А.Ярмак о стоимости пролета над УкраинойКак формируется ставка за аэронавигационное обслуживание в Украине и почему ее уже давно нужно было повысить? Рассказывает руководитель ГП Украэрорух Андрей Ярмак.

Последние недели в прессе активно обсуждается тема якобы завышенной платы за аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве Украины, которую авиакомпании вносят за услуги Украэроруха. 

Вначале несколько интересных фактов.  

Воздушное пространство Украины, площадь которого 776 000 км кв, - одно из самых больших в Европе. Оно состоит из пространства над материковой частью Украины и ее прибрежными водами. Также  Украэрорух по решению ICAO с 1997 года организовывает аэронавигационное обслуживание воздушного движения над частью нейтральных вод Черного моря. 

А.Ярмак о стоимости пролета над УкраинойЗатраты на аэронавигационное обслуживание в Украине достаточно низкие по сравнению с другими странами-членами Евроконтроля. Это напрямую влияет и на установленный размер ставки платы.

А.Ярмак о стоимости пролета над УкраинойЗа последние пять лет, динамика обслуживания полетов в Украине заметно изменилась. Самым успешным за всю историю существования Украэроруха был 2013 год - общее количество полетов над Украиной тогда составляло 534 580. После аннексии Россией Крыма и начала конфликта с РФ на Востоке Украины в 2014 году, количество полетов резко уменьшилось: так в 2016 году было всего 214 262 полета. С 2017 года ситуация постепенно улучшается, хотя показателей 2013 года Украина не достигла. В 2017 году количество полетов составило 254 000, а в 2018-м - 300 000. 

А.Ярмак о стоимости пролета над УкраинойОсновное падение объемов произошло по транзитным потокам. Если в 2013 году 65% всех полетов были транзитными, то на сегодня доля транзита составляет чуть более 40%. Основная причина - закрытие части воздушного пространства над временно оккупированной территорией Крыма, учитывая территориальные воды, а также закрытие зоны ООС, включая буферную зону, и обоюдное прекращение авиасообщения между Украиной и Россией. Естественно, такое падение транзитных потоков отразилось и на доходности предприятия. 

В 2014-2015 годах Украина, согласно принципам Евроконтроля, должна была повысить ставку платы за аэронавигационное обслуживание - с 45,56 евро до  80-100 евро. Понимая, что это крайне негативно повлияет на финансовые показатели авиакомпаний, особенно национальных, и отрасль в целом, было решено оставить ставку прежней.

Как формируется ставка за аэронавигационное обслуживание?

Механизм формирования ставок четко определен законодательством Украины, которое основывается на документах Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Евроконтроля.

Все ставки утверждаются Министерством инфраструктуры по согласованию с Минэкономики (Постановление КМУ  №1548). Украэрорух самостоятельно не устанавливает размер платы за свои услуги, а применяет утвержденные регулятором единичные ставки.

Согласно мировой практике, они рассчитываются по конкретной формуле - исходя из соотношения национальной базы затрат к общему количеству единиц обслуживания.

Единичная ставка=база затрат/единицы обслуживания

Таким образом, уменьшение количества единиц обслуживания  приводит к увеличению размера ставки, и наоборот. Соответственно, увеличение базы расходов, которые несет страна (в т.ч. затраты провайдера) на обеспечение аэронавигационного обслуживания, также повлечет за собой увеличение ставки.

Как упоминалось ранее, в Украине должна была быть повышена ставка платы за аэронавигационное обслуживание. Но этого не произошло, что, скорее, является уникальной практикой.

Например, Молдова в 2015 году оказалась в аналогичных обстоятельствах. Из-за потери транзита в районе Черного моря страна тоже ощутила существенное уменьшение воздушного трафика - приблизительно минус 50%. В результате, в стране увеличили ставку платы за аэронавигационное обслуживание на 42% по сравнению с 2014 годом.

Существенный рост ставки на 2020 год отмечается во многих других странах. Турция, в условиях прогнозируемого незначительного роста трафика и увеличения базы затрат, поднимает свою ставку на 23%. В Португалии, при сохранении объема воздушного трафика, запланировано повышение ставки сразу на 55%.  Аналогично, и Бельгия поднимает в 2020 году ставку на 30%.

Кроме того, стоит отметить, что повышение ставки за аэронавигационное обслуживание, как правило, не влияет на конечного потребителя - то есть авиапассажира. Доля стоимости этих услуг в общей стоимости билета на внутренний перелет в пределах Украины составляет около 3-4%, а на международный перелет - еще меньше. В то же время, для Украэроруха - это весомая цифра, за счет которой покрываются затраты на аэронавигационное обслуживание (персонал, техническое оснащение), а также инвестиции в инфраструктуру.

Источник Лига