20.04.07 

В последние годы в гости к Виктору Мельнику часто приезжают не знакомые до сих пор люди. Из разных областей, из дальних районов Хмельнитчины. Всех притягивает в Каменец-Подольский, где живет этот человек, его домашнее конструкторское «бюро». Под этой крышей уже много лет продолжается творческий процесс — разработка и усовершенствование авторской модели ... самолета.
Лет пять назад, когда познакомилась с Виктором, он сокрушался, как посадить свое первое детище на поплавки. Так как аэродром в Каменце закрыли, испытывать самолет негде. А Днестр — это пространство и свобода, летай над ним, сколько хочешь, садись, как блестящая бабочка-вертихвостка, на воду, плыви по течению и — наслаждайся жизнью!

Пока конструктор был в поисках, его не раз звали «украсить» своим произведением городские праздники, фестивали и конкурсы. И самолетик везде становился любимым объектом. Но только Виктор, его жена Галина и ближайшие друзья знали, чего стоила ему эта «игрушка». Теперь он говорит, что первая модель была первым блином скомканным. Устав от многолетних мудрствований, за что и из чего сделать ту или иную часть самолета, Виктор, самый обычный учитель с маленькой зарплатой, немного упал духом. А потом полистал журналы, посмотрел, что люди берутся конструировать и в 63 года — и снова бросился в знакомый водоворот. И вот — на подходе новый, усовершенствованный вариант. Похожие изготовляют и покупают в Европе, есть большая фирма в Италии, там меньше чем за 105 тысяч евро эту крылатую мечту не купишь. Разве что КИП-набор потянет где-то на 35—40 тысяч. У Виктора Мельника уже подсчитано: его архимощный, легкий болид (305 килограммов) будет стоить всего 25 тысяч гривен. «Я вхожу в евростандарт! — хвалится разработчик. — У них он пластиковый, а у меня — металлический». Более 12 тысяч гривен автор уже вложил. «Только ни один завод не хочет принять мой заказ...»

— Когда пытаешься что-то купить Вите, — рассказывает с улыбкой Галина, — новые брюки или куртку, он отмахивается: нет-нет, мне сначала для самолета надо вон сколько всего купить. И каждый день — на базар! Что-то там ищет, нащупывает, договаривается...

— Если не был день на базаре среди «железячников» — будто чего-то не хватает, — добавляет и сам Виктор.

Вот так, прохаживаясь между рядами, попадал на дюраль еще для первой модели. «У вас еще такая есть?» «Есть, там в магазине». А в магазине говорят: «Имеем два вида: эта лучше, годится для кровли, а эта хуже, не гнется хорошо». Виктор осмотрел «худшую» — и аж причмокнул: отрежьте мне этой, плохой! Продавцы смотрели на него, как на чокнутого, ведь все нормальные люди спрашивают жесть на кровлю, а этот что-то строит невероятное. Но были счастливы — забрал весь залежалый товар.

— Я максималист, — признается Виктор. — Если другой найдет причину, чтобы не делать, я ищу все, даже неимоверные средства, чтобы достичь намеченного.

Увлечение пересекло его дороги с главным конструктором киевской фирмы «Аэропракт-20» Юрием Яковлевым. С тех пор ездит на выставки в столицу, ознакомил коллегу с черчениями, раскрыл все ноу-хау. Яковлев нашел, как поддержать самородка из Подолья. Пригласил его в «Авиаклуб» в Черновцы. Там Виктор осуществил первый полет со своим новым другом. Когда сидели вдвоем в кабине, переговаривались в маленькие микрофончики, и никакой грохот не мешал говорить о самом сокровенном, любовались предвечерней природой в лучах заходящего солнца, Виктор понял: ради этого и следует жить. Теперь твердо уверен: пусть с шишками, но к цели дойдет. Он не может устроить сам испытание своей машины с надлежащей статической, аэродинамической нагрузкой. Это делается в специальных бюро. Поэтому готовится пригласить и приемочную комиссию, и летчика-испытателя, а друзья с этим помогут. Такая процедура предусматривает и присвоение бортового номера, и выдачу сертификата, в котором будет четко указано, на что годится машина.

Отец болида уже ныне знает, что сможет его самолет. Это колесико от детского велосипеда не очень хорошо вращается, уж точно впишешься во взлетную полосу. А на каркас кабины друг привез дюралевый хула-хуп, нашел в сарае, ведь сейчас выпускают все пластику. Мотор — как часы — от «Фольксвагена», уже приспособлен под другую миссию, готов на девяти литрах горючего час носить между облаками.

Когда Галина возвращается домой после своих многочисленных интервью на местном радио, сразу идет в гараж, где муж в окружении десятка детей — своих кружковцев со станции юных техников, возится с машиной. Она, хоть сама летать не собирается, дала мужу свободу с его второй влюбленностью. «У меня тоже есть свой мир», — говорит Галина. Насадила на грядке во дворе цветов, и часто приносит редчайшие экземпляры.

Оба искренне переживают еще и за чужие миры: тех пареньков, которые каждый день толкутся в их «домашнем филиале». Что из них получится? Как-то Виктор обнаружил, что пятикласснику не по силам размерять на четыре заготовки кусок дюраля, так как не может разделить его на равные части с помощью линейки. Сантиметры он еще с горем пополам усвоил, а вот о миллиметрах представления не имеет. Что за математик учил его в школе? За три дня новый кружковец, которому очень хотелось делать самолет и летать на нем, устранил пробел из учебной программы.

— Иногда я встречаю в городе своих бывших воспитанников, рассказывают, кто где работает, и благодарят: «А вы мне помогли». Мне бы хотелось помочь десяткам, сотням тех молодых, которые без дела снуют с бутылками в руках, лениво сосут пиво или какую-то там ром-колу, и так прожигают свою жизнь. Знаете, как я обрадовался, когда услышал, что в городе собираются восстановить аэродром! Моя работа в школе, на станции — это моя инвестиция в будущее украинцев: они должны жить не столько зажиточно, сколько содержательно.

Источник: www.golos.com.ua