28.12.19 

ImageВ этом году хедлайнером хороших новостей стала молодая украинская авиакомпания, первый в нашей стране лоукостер SkyUp.

Львовский аэропорт вот уже три года подряд показывает едва ли не наибольшую динамику по всем аэропортам Украины, все больше расширяя географию полетов. В этом году настоящим хедлайнером хороших новостей стала молодая украинская авиакомпания, первый в нашей стране лоукостер SkyUp. Эта компания сначала летала из Львова на курорты Турции и Египта, а этой осенью открыла 6 регулярных направлений - Киев, Харьков, Прага, Париж, Тель-Авив и Шарджа.

В 032.ua  пообщались с директором авиакомпании SkyUp Евгением Хайнацким о секрете успеха авиаперевозчика, восстановлении культуры авиаперевозок в Украине и будущих направлениях из Львова.

- Еще два года назад украинцы мечтали, чтобы к нам зашла такая компания, как Ryanair и вернулась компания Wizz Air, - лоукосты. Но никто даже не предполагал, что может быть украинская лоукост-компания. Евгений Александрович, как родилась эта идея и как это удалось? Насколько сложно отвечать именно этой ценовой категории?

В 2017 году SkyUp зарегистрировали, уже в мая 2018 года авиакомпания начала выполнять полеты по заказу туроператора. Согласно разработанному бизнес-плану, SkyUp имеет гибридную модель и объединяет чартерные и регулярные перевозки.

По нашему мнению, это удачная модель. Мы готовы удовлетворить потребности всех категорий пассажиров. При расчетах себестоимости и наших эксплуатационных характеристиках мы поняли, что при загруженности 100% (а мы на большинстве направлений практически достигли этого) компания себя уверенно чувствует. Поэтому мы разработали такую стоимость билетов, чтобы люди могли их покупать и путешествовать, а авиакомпания при этом дальше развивалась.

- В Украине много чартерных авиакомпаний, которые летают на курорты уже много лет на своих нескольких самолетах и не увеличивают флот. Вы очень быстро наращиваете флот и, насколько я помню, вы заявляли, что через 2 года будете иметь уже 20 самолетов. Как вам это удалось?

Компания развивается динамично. В мае 2018 года мы начинали выполнять полеты на двух самолетах. За полтора года существования наш флот вырос до 10-ти воздушных судов. К лету 2020 мы планируем поставку еще четырех самолетов. Мы планируем, анализируем рынок, работаем с компаниями по чартерных заказам, открываем регулярные рейсы из разных регионов Украины, модернизируем наши самолеты и так далее. Это дает свой результат.

- А вы покрываете все рейсы Join UP! или они также пользуются услугами других авиакомпаний?

Join UР! - это наш стратегический партнер. Мы выполняем определенную часть чартерных заказов туроператора, а также имеем забронированые блоки туроператора на регулярных рейсах. Конечно, он работает и с другими авиакомпаниями на украинском рынке перевозок. С одними авиаперевозчиками компания работает в рамках выполнения чартерных программ, с другими - берут блоки на регулярных рейсах.

- Какой у вас возраст самолетов?

Молодые самолеты - у нас 4 таких - произведенные осенью 2013 года. Самый старший - это Boeing 1999 года, который есть и будет нашим резервным судном. Но если вы посмотрите на самолеты как сбоку, так и внутри, вы не поймете, какой из них старший, а который младше. Потому что мы их модернизировали: все наши самолеты в фирменной ливрее, установленными раздвоенными винглетами, и уже на части самолетов установили новые британские кресла. Их отличие в очень тонкой спинке . Это позволяет сделать шире шаг между креслами и создает больше комфорта для пассажиров в салоне.

- Вы открыли регулярные рейсы из Львова совсем недавно, в октябре. Можете озвучить какие-то первые цифры, например, направление более успешное?

Мы начали выполнение рейсов из аэропорта Львова в октябре 2019. Запустили сразу два внутренних рейса - в Киев и впервые в истории Украины регулярное сообщение в Харьков. А дальше в течение месяца открыли маршруты в Прагу, Шарджу, Париж (Бове) и Тель-Авив. Прошел очень короткий период для оценки успешности того или иного направления.

Приведу несколько примеров. Возьмем маршрут в Прагу. Начиная с первых рейсов, загруженность на рейсах достигает 95-97%. В Париж наблюдается другая тенденция: с каждым рейсом загруженность этого направления увеличивается. Я уверен, что на новогодние праздники загруженность будет 100%.

- Харьков - это очень интересное направление, ведь все говорят лозунг "Восток и Запад вместе", но вы, так сказать, впервые за годы независимости подкрепили этот лозунг соответствующим авианаправлением. Как обстоят дела на этом направлении? Ведь бытует мнение, мол украинцы бедные и внутренние рейсы не выгодны? Вы пошли на этот риск и оправдан ли он?

Так, Восток и Запад вместе. Мы впервые за годы независимости Украины начали выполнять рейсы Харьков - Львов на регулярной основе. Мы посмотрели на декабрь : есть поезд из Харькова во Львов , который едет около 2 0 часов, стоимость билета в купе - почти 1000 грн в один конец. Можно еще автобусом или сервисом BlaBlaCar. Далее м и проанализировали цены на железнодорожные билеты по разным классам бронирования и увидели, что по тем тарифам, которые мы предлагаем, мы уверенно конкурируем с железной дорогой. И здесь каждый себе решает: при наличии 1000 гривен - ехать 20 часов в поезде или быстро улететь самолетом.

На сегодня для нас внутренние рейсы это социальный продукт. Согласно нашим статистическим данным, загруженность направления Львов - Харьков - Львов в пределах 60-70%.

Сейчас наша главная задача  - вернуть украинцам веру в то, что авиация доступна и на самолетах можно путешествовать внутри страны. Мы готовы даже ежедневно летать из Львова в Харьков, если на это будет спрос. Поэтому оправдан или неоправдан этот риск - мы сможем сказать позже.

-У вас есть те же проблемы, что и у других молодых авиакомпаний. Например, есть молодая итальянская компания Ernest, которая в начале своего существования начала летать из Львова. И сначала было очень много жалоб на эту компанию из-за задержек рейсов. А причиной задержек является то, что если один самолет по определенным причинам сошел с дистанции, и тогда сдвигаются все остальные рейсы, которые он должен был выполнить. У вас тоже бывают такие проблемы. Но почему такое обычно чаще повторяется именно с молодыми авиакомпаниями?

Пунктуальность выполнения рейсов  - это проблема не только молодых авиакомпаний. В этом можно убедиться, просмотрев ежемесячные отчеты Министерства инфраструктуры Украины. Согласно данным Министерства в сентябре регулярность выполнения рейсов SkyUp составила 87% и была выше, чем у МАУ (85,3%). В октябре наш показатель был 75,1%, в то время как аналогичный показатель Wizz Air UK за месяц - 61,5%. Кроме данных, которые подает Министерство, мы ежемесячно готовим собственную статистику. Она базируется на анализе внутренних данных авиакомпании , и ее показатели несколько ниже, чем у Министерства, которое считает задержки с вылетом более чем на 15 мин только из аэропортов Украины, мы же учитываем рейсы как из аэропортов Украины, так и иностранных аэропортов.

Причины бывают совершенно разнообразные. Существует реестр классификации задержек, в котором их более 100 разновидностей: от метео- и техническим причин до изменения времени сопровождения по трассам от Европейской организации по безопасности воздушной навигации.

Возьмем для примера октябрь. В этом месяце у нас были проблемы из-за тумана со всеми региональными аэропортами. Стоит помнить, что один самолет выполняет несколько рейсов в сутки. Представим ситуацию. Прилетает самолет из Шарм-эль-Шейха во Львов и из-за тумана не может сесть. Тогда он разворачивается на "Борисполь". Там он ждет 2:00, пока откроется аэропорт "Львов". После этого он снова летит во Львов. Далее в расписании стоит, например, Шарджа. Однако сам самолет возвращается уже с задержкой 4-5 часов. Соответственно, на столько же времени задерживается следующий рейс.

Еще один пример: из Запорожья самолет летит в Шарм-эль-Шейха, оттуда - во Львов, из Львова - назад в Шарм-эль-Шейха, а оттуда - обратно в Запорожье. И если в одном из этих городов он не смог сесть и ждал резервном аэродроме, то также будет задержка минимум 4-5 часов. Люди в социальных сетях напишут: "Какое отношение туман во Львове имеет к рейсам из Египта в Запорожье?». И здесь нужно рассказывать о том, что это один и тот же самолет и обычный вопрос логистики и непредвиденных обстоятельств.

- Но люди, когда злые, злые на всех и не хотят особенно разбираться, в чем проблема. И в аэропорту объясняют, что при недостаточной видимости именно экипаж принимает решение, садиться или нет, и часто это зависит от уровня квалификации пилотов. Так ли это?

Это не совсем так. Авиация настолько зарегулированная отрасль, здесь следует учитывать целый ряд факторов: категория аэропорта, категория пилота и категория авиакомпании. Это те допуски и минимумы, согласно которым конкретный экипаж на конкретном судне может осуществлять посадку в конкретном аэропорту именно в тот момент. Возьмем ситуацию, когда видимость 100 м вверх и 500 метров в длину. Командир воздушного судна, получив эту информацию, смотрит, может ли он выполнять посадку по этим параметрам и своей категории. Это зависит от судна. Если самолет оборудован так, что может сесть при нулевой видимости по приборам, пилот высочайшей третьей категории, но в аэропорту не хватает какого-то радиомаяка, - это уже причина разворачиваться. Поэтому повторюсь, посадка самолета в условиях плохой видимости - это очень большая совокупность факторов,

Приведу пример одного дня. Самолет МАУ несмотря на туман совершил посадку в аэропорту, после него прилетел самолет Turkish Airlines - не сел, а затем прилетел наш самолет и благополучно сел. Значит ли это, что в Turkish Airlines хуже самолет или менее квалифицированный пилот, чем у нас или МАУ? В любом случае нет. Это очень серьезная авиакомпания на международной арене. Просто в конкретный момент не было необходимого условия для посадки именно этого судна. И на это могли быть совершенно разные причины.

- Буквально недавно SkyUp получила очереднуой ряд разрешений Госавиаслужбы - это 17 направлений, из которых три из Львова: Батуми, Бургас и Ираклион. Это будут регулярные или чартерные рейсы?

Регулярные. Мы уже анонсировали и открыли продажу билетов на такие летние направления из Львова как Барселона, Батуми и Бургас. В Барселону и Батуми рейсы стартуют уже с 29 мая, в Бургас - с 3 июня. Также в наших планах открытие рейсов в Ираклион. Детали о направлении мы анонсируем дополнительно. Таким образом львовяне могут планировать свой летний отпуск уже сейчас.

-А как насчет Португалии? На это направление есть много запросов.

Сегодня мы запускаем продажа билетов в Лиссабон из Киева. Рейсы начнем выполнять с 29 марта 2020. Если мы будем видеть значительный интерес из регионов на это направление, в перспективе можем запустить рейсы и из Львова.

- Планируете ли вы когда-то в далеком будущем, когда покроете Европу и Ближний Восток, закупать дальнемагистральные самолеты, которые позволят выполнять трансатлантические направления?

Большие самолеты - это другая философия. Там другой технический персонал, другие пилоты. Это совсем другая подготовка полета. По лицензии у каждого пилота могут быть только два типа самолетов.

Однако если мы будем видеть спрос на любой из дальнемагистральных направлений, то обязательно воспользуемся этим и создадим такое предложение со своей стороны. С точки зрения бизнеса мы очень гибкие. Мы следим за рынком, подстраиваемся под него и стараемся удовлетворить спрос. Для этого мы готовы переформатировать свою компанию и наш флот.

-Где вы базируете сейчас свои самолеты?

Основная база в "Борисполе" и по одному самолету во Львове, Харькове и Запорожье. Это позволяет нам развивать региональные аэропорты.

- В Ryanair и Wizz Air бывают большие перепады цен, когда билет в Копенгаген, например, в одну сторону стоит 10 евро, а обратно - 60. У вас нет столь низких цен и столь больших перепадов. Чем отличается ваше ценообразования от их?

Формирование цен на билеты - это часть маркетинговой стратегии компании.

В каждом аэропорту есть аэропортовый сбор. Это сумма, которую авиакомпании платят за посадку, взлет и пользование инфраструктурой. Во Львове сейчас это 18 долларов за одного пассажира. То есть эта сумма уже заложена в стоимость билета. Нужно еще купить горючее, дать зарплату экипажу и обслужить самолет, и это еще минимум 10 евро за одного пассажира.

Анонсируя билеты по 9,99 евро, авиакомпания получает широкий охват в медиа и среди потенциальных пользователей услуг. Поэтому количество билетов по такому тарифу крайне ограничено. Как правило, их выкупают за первые же сутки на самых популярных направлениях или за неделю на менее интересных. Далее наблюдается следующая ситуация: чем ближе к дате вылета, тем цена на билет выше.

SkyUp Airlines позиционирует себя как украинский лоукостер. У нас цена формируется, исходя не из близости к дате вылета, а исходя из спроса на конкретном направлении и дате вылета. Одними из самых дешевых билетов по 500 грн есть билеты на внутренние перелеты: Киев - Львов, Киев - Харьков, Киев - Запорожье и т.д. Купить билет по этому тарифу можно как за несколько месяцев до даты вылета, так иногда и за несколько суток, а то и часов до желаемой даты путешествия.

Также, как и у классических лоукостеров, наша стратегия продажи билетов предусматривает, что пассажиру не надо покупать сразу весь комплекс услуг на борту, включая питание. Мы предлагаем пассажиру выбрать те услуги, которые ему нужны.

- Львов имеет довольно удобное географическое расположение. А как вы можете оценить наш аэропорт с точки зрения удобства?

Из аэропортов, построенных под Евро-2012, мне нравятся "Харьков" и "Львов". "Львов" сейчас обогнал всех и уже конкурирует с "Жулянами". У одесского аэропорта есть определенные проблемы с полосой, которую они сейчас реконструируют. Я надеюсь, что к следующему лету ее сделают. Для нас важно оценивать не только полосу и картинку, которую видят пассажиры, но и технику, обслуживающую и пассажиров, и самолет - как перевозят багаж, как делают деайсинг самолета (противодействие обледенению самолета) И др. Когда это модернизированный аэропорт, оборудованный современной иностранной техникой - во Львове именно такой аэропорт, - то конечно здесь работать приятно. Я могу сравнить "Львов" с небольшими аэропортами Европы, например, с аэропортом "Братислава". В целом он имеет прекрасные перспективы развития, и нам приятно здесь работать.