04.05.07 
Для украинца со средним достатком воспользоваться услугами отечественных авиакомпаний для перелета из одного крупного города страны в другой - мечта из области фантастики. Для начала, карта авиарейсов по Украине на сегодняшний день ограничивается маршрутами между Киевом и несколькими крупными городами, при этом существующие рейсы "приспособлены" авиаперевозчиками под свои же международные маршруты.

О стоимости "внутренних" авиаперелетов лучше и не говорить: за час в воздухе пассажиру придется заплатить в среднем $250, что равно 2-3 средним заработным платам в стране (для сравнения - во времена СССР стоимость авиаперелета в пределах страны составляла 14 рублей, тогда как средняя зарплата - 150 рублей).

Что же делает авиаперевозки такими дорогими? Почему авиакомпании практически не осуществляют перелетов внутри страны? В первую очередь, дороговизна авиаперелетов обуславливается неудовлетворительным состоянием отечественного авиапарка: большая часть самолетов, находящихся в распоряжении украинских компаний, представляет собой "выставку раритетов": давно снятых с производства, но предназначенных для осуществления полетов малой и средней протяженности Анов и Яков. Казалось бы, данная проблема решается легко: иди и покупай. Ан нет...

Прежде всего, приобретение небольших самолетов усложняется тем, что Украина на сегодняшний день не производит машин подобного типа, отдавая предпочтение "гигантам" авиации. Поэтому отечественным авиаперелетчикам приходится останавливать свой выбор на иностранной, чаще всего б/у, технике. Но и здесь не все "гладко" - существующее законодательство настолько запутанно и сложно, что сертификация приобретенных машин практически невозможна. Поэтому купленные самолеты "отстаиваются" за пределами страны, что не способствует дешевизне авиабилета, и, как следствие, развитию авиаперевозок.

В этой ситуации большие надежды возлагаются на новинку от отечественных авиаторов - Ан-148. По мнению экспертов, самолет с параметрами Ан-148 нашел бы свою нишу во флоте всех больших авиакомпаний Украины: наличие самолета такого класса позволило бы авиакомпаниям использовать его как на внутренних маршрутах, так и на международных линиях.

С другой стороны, специалисты опасаются, что самолет постигнет судьба Ан-140. "Наши авиаторы не поменяли свою психологию. Они всегда считали, что мы выпускаем наилучшие машины в мире и народ будет их брать. Но как раз отсутствие нормальной технической поддержки со стороны тех же производителей Ан-140 привели к тому, что этот самолет не стал настоящим народным самолетом, которым он должен был стать", - отмечает начальник экономического управления Государственной авиационной администрации Виктор Зеленков.

Проблемой остается и слишком большое количество "мелких" авиаперевозчиков. По данным советника Президента Украины Александра Зинченко, в стране существует около 90 авиакомпаний, которые имеют "если не собственный самолетик, то в лизинге - маленькую машинку". Государство обещает вскоре исправить сложившуюся ситуацию. "Думаю, что в ближайшее время мы будем переживать перспективу резкого сокращения подобных компаний", - отметил А.Зинченко.

Не способствует развитию внутренних авиаперевозок и отраслевое законодательство в части земельных вопросов. "Одно дело удерживать 0,1 сотку земли, а другое - 4-полосную полосу. К сожалению, правила по содержанию этих вещей у нас мало чем отличаются. И поэтому на сегодня государство не стимулирует, экономически не отличает этих факторов. Поэтому пылится военная промышленность, в том числе и аэропортные структуры, и на исчезающих объектах появляются жилые сооружения", - отмечает советник Президента Украины, подчеркивая, что если областной центр теряет аэропорт, то он становится провинциальным хутором.

Как видно, проблемы авиации продолжают оставаться у всех на слуху, однако практических решений, по крайней мере, на сегодняшний день, не видно. Наверное, политикам, погрязшим в постоянных перипетиях, невмоготу "добраться" до существующих проблем. А пока мы, чтобы переехать из одного города страны в другой, толпимся в очереди за ж/д билетами и надеемся, что когда-нибудь и для нас небо станет доступным.

Алена КАТАШИНСКАЯ

Источник: news.liga.net