05.02.20 

НБРГА завершило расследование катастрофы самолета в Оржицком районеНациональное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами опубликовало окончательный отчет с результатами расследования относительно падения самолета в Оржицком районе.

7 июля 2019 года в селе Плехов Оржицкого района упал легкомоторный самолет. Пилот погиб, пассажир выжил.

Во время выполнения взлета с неподготовленного участка земли самолет не успел набрать безопасную высоту полета и, выполняя маневр по уклонению от столкновения с проводами линий электропередач, потерял поступательную скорость и столкнулся с землей.

7 июля 2019 около 7.00 владелец самолета прибыл во двор своего знакомого, и, предупредив его, выкатил судно за пределы двора на поляну, которая давала возможность взлететь. Ранее владелец самолета уже выкатывал самолет за пределы двора и делал на нем пробежки по поляне, не выполняя отрыва самолета от земли.

Примерно в 15.10 самолет выполнил посадку с МК 75º на поле где была запланирована встреча с пассажиром. Посадка была выполнена удовлетворительно.

Согласно информации о погодных условиях в этом районе, полученной от Украинского гидрометеорологического центра, температура воздуха во время полета прогнозировалась + 28º С, направление ветра 210º, скорость ветра 6 м/с. 

Перед взлетом пилот не учел состояние внешней поверхности посадочной площадки, на который он приземлился, и с которой он намеревался выполнять взлет. 

Вероятно, после взлета из-за увеличения длины разбега, самолет не смог набрать безопасную высоту для пересечения проводов линии электропередач, которые находились впереди по курсу взлета. Чтобы избежать столкновения, пилот начал отворачивать влево, что привело к попаданию самолета под влияние попутного ветра, скорость которого составляла 6 м/с.

Вероятнее всего, пилот, который не имел достаточного опыта в управлении этим самолетом, и не мог точно знать на какой скорости самолет может выйти на критические углы атаки и сорваться в штопор, с целью предотвращения столкновения самолета с ЛЭП, увеличил угол набора высоты и потерял поступательную скорость.

После увеличения углов атаки крыла больше критических и потери поступательной скорости до минимальной, самолет попал в резкое неуправляемое снижение (штопор) и с большим углом столкнулся с землей.

Кабина самолета была разрушена, владелец (пилот) самолета погиб, пассажир получил телесные повреждения. 

Главными причинами катастрофы самолета любительской конструкции стали:

  • Отсутствие достаточного опыта пилотирования сверхлегкого самолета любительской конструкции (владелец самолета не имел свидетельства пилота).
  • Отсутствие сертифицированных испытаний самолета, с целью определения его аэродинамических характеристик.
  • Неучет состояния земной поверхности, с которой выполнялся разбег и взлет (пашня) и направления ветра, что привело к увеличению длины разбега.
  • Непосредственной причиной катастрофы стал перевод самолета на углы атаки крыла больше критических, что привело к потере скорости и резкой потери самолетом высоты и его столкновения с землей.