28.02.20 

Штурман всегда «летит» впереди самолета   Гонщиков авторалли называют пилотами, а помощников, сидящих по правую руку, - штурманами. Когда пилот управляет машиной, взгляд штурмана больше сосредоточен на карте трассы, чем на самой дороге.

Примерно такой алгоритм работы и в авиации. Бешеная скорость - а пилот и штурман, как одно целое, ведут крылатую машину по заданному маршруту. Впрочем, военная авиация - не гонки или романтические полеты. Это - боевые задачи с применением ракет и авиабомб. И ... большая ответственность за результат. 

Поэтому попробуем разобраться: кто такой штурман и какую роль сейчас он играет в авиации Воздушных Сил? Насколько важна штурманская подготовка летного состава, и как это влияет на результат боевой задачи. 

Штурман, шкипер, навигатор - эти слова пришли из флота. А люди, которые осваивали те профессии, высоко ценились работодателями, ведь владели дефицитными в то время навыками и интеллектом. За несколько столетий мир сделал огромные технологические прыжки. И сейчас функции навигатора может выполнять любой карманный гаджет. Поэтому для чего тогда штурман, спросите вы? 

Штурман всегда «летит» впереди самолета   Все не так просто. На войне - это неотъемлемое звено в боевой работе авиации. Так, пилот может включить современное навигационное оборудование, но как ему действовать в условиях мощного радиоэлектронного противодействия? Мы существенно отстаем, даже от той же России, в оснащении Вооруженных Сил современными средствами радиоэлектронной борьбы. Противник заглушит все радиотехнические средства - и все, экипаж «слепой». 

В таком случае помогает именно штурманская подготовка. А еще лучше - штурман в кабине самолета. Сейчас тандем летчика и штурмана есть только в бомбардировочной и разведывательной авиации на Су-24м и Су-24МР, что имеем на вооружении. Остальные основные типы боевых самолетов Су-27, МиГ-29, Су-25 - одноместные, исключая «спарки» (УБ). Поэтому штурманская подготовка летчиков еще с курсантской парты является постоянным и неотъемлемым элементом обучения. Современные военные штурманы в основном работают не в воздухе, а на земле. Огромный кусок работы они проводят в планировании и расчетах. Поэтому в авиации издавна говорят: штурман всегда летит впереди самолета. 

Вот, скажем, надо поднять пару истребителей на боевое задание с применением ракет или авиабомб. Штурман бригады берет карандаш и начинает заниматься точными науками, математикой и топогеодезией в частности. Он должен абсолютно все четко рассчитать: боевая нагрузка самолета, расход топлива, оптимальный и безопасный маршрут, точку выхода и порядок наведения на цель, схему нанесения удара, преодоление ПВО противника, действия в условиях мощной радиоэлектронного противодействия, возвращение на базу и много других тонкостей. 

Штурман, которому поступила команда спланировать авиаудар по наземным целям, должно быть на 100 процентов уверенным в своих расчетах, данных разведки и другом.

В 2014 году на Донбассе такие решения принимать было крайне сложно. Это же наша земля. По ней придется бить ... по ней и по врагу. Поскольку война "гибридная", оккупантов от своих надо как-то отсортировать. Если это кадыровцы или боевые буряты - вопросов нет, этих сразу видно (не из кабины самолета, конечно). Главное не нанести вреда мирному населению. Как это сделать, знают в штурманской службе. Секреты не раскрывают, но знают. А как же не знать, когда ты дома, в прямом и переносном смысле? Ведь среди нынешних пилотов и штурманов есть и выходцы из Донбасса. И можно только представить душевную боль пилота, который смотрит на свою малую Родину через прицел штурмовика!

Считанные минуты надо опытному штурману на расчеты привычного боевого задания. Без навыков такая работа может занять несколько часов. На войне - это вечность, а цена - жизнь.

В Воздушных Силах не только ремонтируют и восстанавливают технику, но и учатся ее успешно применять в условиях, максимально приближенных к боевым. Многочисленные учения по боевым применениям, полеты в сложных метеоусловиях, на предельно малых высотах, в составе групп - все включает элементы штурманской подготовки. 

Таких тренировок было достаточно в 2015-2019 годах. Авиация учится в тесном взаимодействии с другими родами видов Вооруженных Сил. Не «пешим по-летному», не с имитируемыми пусками или бомбометанием, а на реальных полигонах, с реальными бомбами и даже пехотой в блиндажах. Все учатся, подыгрывая друг другу.

Без авиационной поддержки с воздуха сейчас трудно представить успех крупной военной операции. Этого опыта сильно не хватало в том же 2014-м, особенно, когда наши войска оказались в оперативном окружении в Иловайске и Дебальцево.

О своих вылетах в тыл врага вспоминает и тогдашний старший штурман бригады транспортной авиации полковник Виталий Воробей. Воспоминания не из приятных, ведь самолет сбили, несколько дней через вражеские редуты пробирался к своим ... Это был борт Героя Украины Дмитрия Майбороды. Оба пилота - Майборода и Шкарбун трагически погибли в тот роковой день. Остальные члены экипажа получили приказ оставить воздушное судно ... Виталий Воробей покидал самолет крайним.

Говорит, что это был 25 вылет их экипажа. Сбрасывали нашим бойцам все необходимое: еду, воду, снаряжение, ведь все наземные подступы простреливались вражеской артиллерией. Виталий Воробей точно прокладывал маршрут и руководил действиями экипажа при выходе на площадку десантирования. Ошибок быть не должно. Цена такой ошибки - жизнь бойцов на земле. Поэтому каждый раз, благодаря точности штурмана и всего экипажа, посылка с Ан-26 находила адресата. До того времени, как "ополченцы" начали применять против наших самолетов российские управляемые ракеты.

Война продолжается, сегодня не можем раскрывать все подробности применения авиации в начале Антитеррористической операции, рассказывать о боевом опыте и героизме военных летчиков, штурманов. Чтобы не навредить. Но придет время, когда мир узнает, какую цену украинцы заплатили за свободу и какие героические фигуры есть среди нас!