02.03.20 

ImageКомиссия Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами опубликовала окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 UR-KTB 21.10.2019, в котором погиб бывший министр аграрной политики Тарас Кутовой.

В отчете, в частности, сообщается следующее:

21.10.2019 произошла катастрофа в районе с. Тарасенково, Полтавской обл., с вертолетом Robinson R 44, регистрационный номер UR-KTB, во время выполнения частного полета по маршруту ЗПМ «Киев - Челлендж» - с. Нижние Мельницы, Полтавской области.

По информации, предоставленной ГП ОВД «Украэрорух», 20.10.2019 была подана заявка на использование воздушного пространства на выполнение полета на вертолете Robinson R 44, регистрационный номер UR-KTB, по маршруту ЗПМ «Киев - Челлендж» - с. Нижние Мельницы с запланированным временем вылета в 08.15 UTC.

В 7:16 UTC 21.10.2019 пилот позвонил инженеру по УВПП Украэроцентра для получения разрешения на использование воздушного пространства на вертолете R44 UR-KTB согласно предоставленного накануне плана полета. Инженер по УВПП дал разрешение на полет в воздушном пространстве класса G по ПВП по маршруту, согласно поданной заявке, вылет и посадка по решению пилота с тщательным анализом метеорологических условий, отметив, что сейчас в Борисполе туман с видимостью 400 метров и вертикальной видимости 50 метров, и чтобы пилот был готов выполнять полет без входа в зону CTR Борисполя, если метеорологические условия не станут лучше.

Пилот совершил взлет и в 11.54 установил радиосвязь с диспетчером Жуляны - Вышка и доложил о взлете. Диспетчер разрешил вход в контролируемое воздушное пространство по ПВП, выдал условия полета и позволил выполнять полет через точку SIERRA прямо на точку KILO (граница между CTR Жуляны и CTR Борисполя).

В 11:57 пилот установил радиосвязь с диспетчером Борисполь - Вышка, запросил вход в зону CTR Борисполя через точку KILO и пролет зоны через точку INDIA к точке FOXTROT, которая является точкой выхода из зоны. Диспетчер разрешил вход в контролируемое воздушное пространство по ПВП и выдал условия полета. В 12:05 пилот доложил диспетчеру о пролете точки FOXTROT и о выходе из зоны CTR Борисполя.

В 12:06 пилот установил радиосвязь с диспетчером сектора ПИО-Север и доложил, что направляется на Полтаву и выход из зоны на траверзе Большая Белозерка рассчитывает в 13:18. Диспетчер проинформировал о работе полигона UKR447 и запросил у пилота, имеет ли он GAMET, пилот ответил что нет.

В 12:45 диспетчер ПИ проинформировал пилота, что в Лубнах о 4:55 UTC была видимость до 100 метров, туман. Пилот подтвердил получение информации ( «Принял, по Лубнам видимость сто метров»).

В дальнейшем пилот на радиосвязь не выходил и на запрос диспетчера в 13:27 не отвечал.

Из пояснительных записок свидетелей, проживающих в селе Тарасенково, примерно в 12:50 прослушивался шум работы двигателя летевшего вертолета. Впоследствии увидели вертолет, который двигался в направлении на юго-восток и при снижении задел лыжами шасси верхушки ветвей отдаленно стоящего дерева (высота дерева примерно 18 - 20 метров), продолжая снижаться вертолет пролетел по прямой еще около 500 - 700 метров. Затем начал вращаться в горизонтальной площади, а траектория полета была по дуге влево.

Через несколько секунд вертолет врезался в землю передней частью кабины пилота под углом примерно 450 в направлении на север. Падение произошло на границе частного двора и огорода. После падения произошел взрыв и пожар вертолета. Свидетели, которые живут вблизи падения позвонили в пожарную часть п.г.т. Оржица. По информации, предоставленной ГСЧС, звонок поступил в 12:56 UTC (15:56 по Киеву) на пункт связи пожарной части.


Согласно анализу Комиссии, вертолет при выполнении полета попал в туман с видимостью менее 300 метров и с низкой высотой нижней кромки облаков, что, вероятно, заставило пилота снижаться с большой вертикальной скоростью, чтобы не потерять визуальный контакт с наземными ориентирами и с целью подбора площадки для посадки вертолета.

При выполнении снижения вертолет лыжами шасси зацепил верхние ветви дерева на высоте примерно 20 метров, после чего значительно уменьшил воздушную скорость. Это случилось раньше, чем уменьшилась скорость снижения. Далее пилот, вероятно, переместил рычаг общего шага вверх, чтобы выровнять вертолет и остановить быстрое снижение. вертолет выровнялся в струю собственного несущего винта, что потретовало значительно увеличить мощность двигателя и необходимый общий шаг лопастей несущего винта.

Вертолет начал входить в режим вихревого кольца (неуправляемое снижение с работающим двигателем). Выйти из этого режима полета возможно только увеличив воздушную скорость путем снижения вертолета. Вероятно пилотом была выполнена попытка увеличения воздушной скорости, но из-за малой высоты (менее 20 метров) которая была у вертолета, произошло его столкновение с землей, разрушение, и, как следствие пожар. 

Наиболее вероятной причиной катастрофы вертолета R44 II UR-KTB стала потеря пилотом контроля над вертолетом при выполнении маневра после попадания в туман.

Сопутствующие факторы - при принятии решения по выполнению вылета пилот недостаточно проанализировал зональные прогнозы для полетов на низких уровнях (GAMET).