05.03.20 

ImageАвиакомитет ТППУ настаивает на рассмотрении размеров ставок АНО исключительно в сроки и способ согласно действующему законодательству Украины и международным нормативам. 

На очередном заседании от 04.03.2020 Авиационный комитет Торгово-промышленной палаты Украины выступил против повышения ставок на аэронавигационное обслуживание (АНО), инициированное «Украэрорухом» и Министерством инфраструктуры Украины.

Авиакомитет отметил экономическую необоснованность данной инициативы и призвал общественность и СМИ к трезвому (объективному) анализу ситуации. Авиакомитет обращает внимание, что ряд подтвержденных фактов свидетельствует о невозможности и нецелесообразности увеличения ставок АНО.

Прежде всего, сегодня Министерство инфраструктуры не получило официального одобрения повышения ставок АНО со стороны «Евроконтроля». Это было выяснено после изучения копии проекта отчета Евроконтроля по просьбе одной из украинских авиакомпаний. В документе европейский регулятор отмечает - рассмотрение ставок возможно исключительно после детальных консультаций с авиаперевозчиками и подтверждении эффективного контроля экономики Украэроруха. К этому времени ни один из этих пунктов не реализован.

Общественности, СМИ и представителям госструктур следует учитывать, что повышение ставок АНО должен проходить по определенным правилам. В соответствии с требованиями Воздушного кодекса Украины, нормативов Евроконтроля и ICAO ставки АНО не могут изменяться в середине года, и должны обсуждаться с авиаперевозчиками не менее чем за четыре месяца до внесения изменений. Данных правил не было соблюдено, поскольку до обнародования МИУ проекта приказа 16 января 2020, осенью 2019-го, никаких консультаций с авиакомпаниями не проводилось.

Как отмечалось, для Евроконтроля важной предпосылкой изменения размера ставки АНО является экономическая обоснованность. На начало года средняя европейская ставка АНО на подходе и в зоне аэродрома составляла 166 евро за единицу обслуживания, что на 6% меньше, чем в 2019-м. В то же время, новая, предложенная Министерством инфраструктуры, ставка для Украины - 396,57 евро. Таким образом в Украине хотят сознательно установить ставки более чем вдвое выше среднеевропейских.

«Инициатива Министерства инфраструктуры по повышению ставок является экономически необоснованной, это попытка обеспечения финансирования неэффективной производственной деятельности и, как следствие, завышенных затрат поставщика аэронавигационных услуг в Украине, за счет пользователей авиационного пространства», - отметил в ходе заседания член Авиационного комитета ТППУ, авиационный эксперт Вячеслав Чумаков.

Специалисты Евроконтроля констатируют, что высокие тарифы объясняются низкой производительностью труда. По их заключению производительность и эффективность украинских авиадиспетчерских центров в 5 раз ниже по сравнению со средним показателем в Европе. И это с учетом того, что в европейских странах, контролирующих большую или схожую с Украиной по размеру воздушного пространства, в этом задействовано почти вдвое меньше персонала. Фактически в Украине самая низкая производительность, и вместе с этим, 70% всех расходов осуществляется на персонал.

При таких предпосылках, получив необоснованные высокие ставки по АНО украинский авиарынок рискует потерять привлекательность для уже имеющихся и новых перевозчиков. Повышение аэронавигационного сбора спровоцирует рост цен на авиаперевозки в небе Украины, которая до этого декларировала проевропейский вектор на удешевление перелетов. Это непременно создаст негативный тренд по сравнению с соседними рынками.

Авиакомитет ТППУ отмечает, что ставки АНО должны быть экономически обоснованными и транспарентными для всех участников рынка. В частности, сегодня важно обеспечить такой уровень ставок, при котором региональные аэропорты не теряли бы конкурентоспособности по сравнению с ключевыми аэродромами Украины. Пропорциональное повышение ставки до 396,57 евро приведет к повышению стоимости авиабилетов и снизит интерес перевозчиков и пассажиров к перелетам в регионы. Это фактически обезкровить региональные аэропорты и поставит точку в перспективах их развития. Соответственно, авиакомитета подчеркивает, что сегодня для стимулирования развития внутренних перелетов в Украине целесообразно снижение тарифа на АНО и установления единых условий оплаты для всех игроков рынка.

Комитет надеется, что дальнейшие консультации Министерства инфраструктуры и Украэроруха с Евроконтролем происходить с учетом упомянутых рисков да не обусловят экономически необоснованного завышения ставок АНО. Авиакомитет ТППУ настаивает на рассмотрении размеров ставок АНО исключительно в сроки и способ согласно действующему законодательству Украины и международным нормативам.

Секретариат авиационного комитета Торгово-Промышленной Палаты Украины