07.04.20 

»мпорт авиатоплива в ”краине остановлен¬ марте 2020 г. импорт авиационного топлива в ”краину сократилс€ в 2,5 раза, до 8,1 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (19,8 тыс. т), а начина€ с 3 апрел€ импорт остановлен.

ѕоставки из Ѕеларуси в марте-2020 составили всего 0,29 тыс. т. ѕри этом, по утверждению участников рынка, это не было св€зано с карантинными мерами. 

ѕрактически весь объем импорта авиатоплива в марте поступил с ћажейк€йского Ќѕ« группы Orlen в Ћитве. ”краинские импортеры в марте оформили 7,3 тыс. т литовского топлива, что на 40% меньше, чем в марте 2019 г. (12 тыс. т). ≈ще 0,5 тыс. т авиатоплива в марте было импортировано через морские порты.

—выше 40% всех импортных поставок авиатоплива в марте осуществили действующие поставщики ћинистерства обороны: «јвиа ќйл», «ќ  ќ  онтракт», и «—окар ”краина».

ѕо словам участников рынка, с конца марта импортные поставки авиатоплива практически заморожены из-за запрета на рейсовые полеты.  ременчугский Ќѕ« в марте отгрузил на рынок 18,1 тыс. т авиатоплива. “радиционно, почти весь объем был поставлен в аэропорт Ѕорисполь ( иевска€ обл.). ќбщий баланс рынка авиатоплива в марте 2020 г. составил 26,9 тыс. т, что на 25% меньше, чем в аналогичный период 2019 г. (36 тыс. т).

Ќапомним, с 17 марта ”краина остановила внутреннее и международное пассажирское авиасообщение дл€ борьбы с распространением коронавирусной инфекции. ƒо конца марта авиаперелеты осуществл€ли только самолеты, задействованные в эвакуации населени€ из других стран. ѕозже правительство закрыло все гражданские аэропорты за исключением Ћьвова и Ѕориспол€. ≈динственным крупным потребителем авиатоплива осталось ћинистерство обороны (годова€ потребность оцениваетс€ в 40 тыс. т)

¬ целом в ≤ квартале 2020 г. объем рынка авиационного топлива сократилс€ на 13%, до 85 тыс. т.  ременчугский Ќѕ« сохранил поставки на рынок на уровне 49 тыс. т, импорт снизилс€ на 26%, до 35,6 тыс. т.

—тоимость авиационного топлива марки JET A-1 в услови€х падени€ цен на нефть и ограничени€ гражданских авиаперевозок в ”краине и ≈вропе во второй половине марта, опустилась до минимальных за последние как минимум 15 лет — $215–220/т. »з-за этого Ќѕ« вынужденно сокращали его выпуск в пользу более маржинального дизтоплива.

Ќапомним, в 2019 г. объем рынка авиационного топлива сократилс€ на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т, после введени€ с 1 €нвар€ 2019 г. системы контрол€ над его целевым использованием.  онтроль над целевым использованием был введен дл€ ликвидации схемы смешивани€ керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых об€зательств, в частности акциза. “акое смешивание и продажа продукта под видом ƒ“ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ƒ“ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л). ѕотери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд грн в год.

»сточник enkorr