22.04.20 

ImageКомиссия Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (НБРГА) провела расследование катастрофы мотопараплана, без регистрационного номера, произошедшей 27.06.2019 при выполнении частного полета в р-не г. Кобеляки Полтавской обл. 

27.06.2019, примерно, в 6:17, при выполнении частного полета произошла катастрофа мотопараплана, который принадлежал частному лицу. Во время выполнения частного полета с пассажиром на борту, при выполнении мотопарапланом маневров в воздухе, произошло вырывание строп из мест их крепления к паракрылу, после этого мотопараплан потерял высоту и столкнулся с землей. Пилот и пассажир погибли.

В ходе расследования, комиссия направила крыло параплана на исследование. Исследование разрушения крыла параплана проводилось специалистами производителя данного крыла в ООО «Аэрос». В ходе исследования был проведен осмотр и испытания частей крыла Style 42 серийный номер 1302ST442 на разрывную нагрузку и на продуваемость ткани купола.

Согласно результатам исследования, разрывная нагрузка строп верхнего и среднего ярусов не соответствовала минимально допустимым предельным нагрузкам, рекомендованными производителем. Разрывная нагрузка фрагмента крыла - части нервюры с усилением и петлей крепления строп не соответствовала минимально допустимым для новых строп.

Комиссия по расследованию выяснила, что крыло параплана Style 42 было изготовлено в ООО «Аэрос» 20.03.2013, серийный номер 1302ST442, и было куплено неизвестным частным лицом.

В дальнейшем крыло параплана было перепродано другому частному лицу, которое управляло им во время авиационного происшествия. Когда крыло параплана было переработано в мотопараплан (то есть было оборудовано двухместной тележкой с автомобильным двигателем и толкающим винтом), комиссией точно не установлено.

Согласно информации, полученной от ООО «Аэрос», межсервисный интервал проверки технического состояния крыла данной модели установлен 1 год или 100 часов налета. Данное крыло с момента продажи не проходило проверку технического состояния в ООО «Аэрос».

Согласно информации, полученной от Украинского гидрометеорологического центра, погода в 06.00 по Киевскому времени в месте авиационного происшествия соответствовала условиям для выполнения полетов по ПВП. Опасные погодные явления отсутствовали.

При опросе свидетелей авиационного происшествия комиссия выяснила, что во время выполнения полетов пилот выполнял на мотопараплане в воздухе резкие эволюции.

В ходе расследования, комиссия пришла к выводу, что, вероятно, во время одной из эволюций мотопараплан вышел на слишком малые углы атаки и попал в режим «фронт коллапса» (Front Collapse). При попадании в режим «фронт коллапса» крыло параплана складывается и теряет подъемную силу.

Тележка мотопараплана вместе со сложенным куполом резко снижаются. Как правило, через несколько десятков метров крыло снова наполняется воздухом и снижение прекращается. Во время резкого наполнения купола воздухом нагрузки на стропы и на места их крепления к куполу значительно увеличиваются.

Комиссия считает, что во время резкого увеличения нагрузки на стропы они разрушились, так как в процессе эксплуатации потеряли прочность ниже рекомендуемых параметров. Можно предположить, что, в первую очередь, не выдержали перегрузки в месте концентратора нагрузки стропы среднего яруса, затем, вследствие перераспределения нагрузок, произошла смена направлении нагрузки, и при возникновении бокового усилия начали отрываться узлы крепления строп к куполу, что привело к разрыву ткани купола.

Image 

В результате расследования комиссия пришла к заключению, что причиной катастрофы мотопараплана стало превышение нагрузки и разрушение в полете стропной системы, которая из-за длительной эксплуатации потеряла прочность ниже рекомендуемых параметров.