06.06.07 
Американцы, если хотят, умеют быть убедительными и без бомб на голову. Три часа на американском военном самолете С-20, перелет над территорией Украины, Молдовы, Румынии, Сербии, Албании с военного аэродрома в Борисполе до американско-итальянской военной базы в Сигонелле на Сицилии, полчаса на самолете С-2А Greyhound "COD", и вы можете оказаться на палубе авианосца США "Дуайт Д. Эйзенхауэр" посреди удивительного по красоте Средиземного моря.

Точно так, как 7 мая сего года проделала группа украинских военных, депутатов, активистов конверсионных программ и журналистов по приглашению посла США в Украине Уильяма Тейлора.

Мне 12 лет назад уже доводилось бывать на американском авианосце "Китти Хоук" в Сан-Диего. Но он был одним из самых маленьких авианосцев. А то, что я увидел на "Эйзенхауэре", — это, скажу вам, зрелище незабываемое. Равно как и впечатления от того, как этот необычный визит был обставлен. От посадки на этот громаднейший плавающий со скоростью до 60 км в час аэродром с авиафинишером (это когда самолет ловит на палубе мощный трос и тормозит скорость) до взлета при помощи катапульты, которая, придавая ускорение, выбрасывает самолет в воздух с палубы. В эти считанные секунды человек превращается в "овощ", распластанный в кресле очень сильным давлением. Состояние, когда ни в голове, ни во всем теле нет никаких ощущений, будто тебя "выключили" и ты летишь в пропасть, а через миг — полное ощущение полета. Так оно и есть на самом деле — катапульта выбрасывает самолет в воздух, и уже там он парит…

Американцы программу посещения своих авианосцев придумали в июле 2005 года, и Украина стала 13-й страной, которой так повезло. Но не надо думать, что украинцев возили на Средиземноморье, как колонизаторы водят аборигенов в перьях, вооруженных копьями с каменными наконечниками, в свой лагерь, чтобы те осмотрели чудеса цивилизации, с электричеством, железными кружками, ружьями и т. д. Это тоже есть — стремление удивить и поразить своей мощью и совершенством. Но главная официальная задача таких визитов — это, по словам посла Тейлора, а также командующего 8-й ударной авианосной группой США во главе с "Эйзенхауэром" контр-адмирала Аллена Майерса и командира авианосца, капитана I ранга Дэна Клойда, добиться более тесных отношений и сотрудничества между народами в вопросах морской безопасности и спасения на морях, повысить уровень взаимоуважения и взаимопонимания особенностей культуры разных народов, дать возможность людям, принимающим решения, в неформальной обстановке обсудить любые конкретные вопросы. Ну и, конечно же, — улучшить понимание возможностей ВМС США и их программ, которые они выполняют во всех водах Мирового океана.

Американцам во время таких визитов, надо признать, удается многое, потому что показывать есть что. И не только странам третьего или постсоциалистического мира — Алжиру, Тунису, Марокко, Болгарии и Украине. Перед Украиной и всеми вышеперечисленными странами первыми на американских авианосцах, в том числе и на "Эйзенхауэре", побывали делегации из государств — старых членов НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции и Греции. Но Украине это особенно полезно. Достаточно вспомнить, что один такой авианосец, как "Айк" (так по имени президента Дуайта Эйзенхауэра американцы между собой называют и корабль), стоит $5 млрд. И если присовокупить к этой цифре расходы на ежедневное содержание, вооружение и обслуживание корабля, то дух захватывает. А весь военный бюджет Украины на этот год еле достигает 9 млрд. грн.! И еще для сравнения: разных авианосцев в США насчитывается около 80 штук…

И это огромная сила, внушающая если не страх, то уважение точно. И не только неамериканцам. Когда недавно спускали на воду атомный авианосец "Джордж Буш", названный в честь отца нынешнего президента США и экс-президента Буша-старшего, младший, увидев махину стоимостью в $6 млрд., оснащенную по передовому слову военной науки и техники, пошутил: "Фантастический корабль имеет все черты моей мамы. И, собственно, неизвестно, почему его назвали именем отца".

И Буш-сын знал, что говорил. Он, так сказать, на себе ощутил результат "умеренного воздействия устрашением" со стороны матери — Барбары Буш. Если бы она подзатыльниками и "добрым" непечатным словом не воздействовала на сыночка, то он так бы и бухал дальше в нефтяной компании, вел себя "не по-спортивному" и точно никогда бы не стал президентом…

Так и здесь: не было бы у США столько авианосцев, кто бы поверил, что они — единственная супердержава, которая может и сама предоставляет себе право "учить" других.

Лично меня на корабле поразили несколько вещей. Первая: как слаженно и в высшей степени профессионально работают около 5 тысяч членов его экипажа — моряков, летчиков и обслуживающего технического персонала. За более чем 5 часов пребывания на борту сложилось впечатление, что за каждый болтик на махине отвечает конкретный человек, который до автоматизма обучен выполнять свои функции. А это ой как непросто. Авианосец "Эйзенхауэр" мощностью в 260 тыс. лошадиных сил и водоизмещением в 91,5 тыс. тонн сошел со стапелей верфи в Ньюпорт-Ньюс в 1977 году. Его ширина — почти 78 м, длина — почти 333 м, высота — почти 70 м (это выше знаменитого небоскреба "Эмпайр Стейт Билдинг" в Нью-Йорке). Недавно установленный во время ремонта атомный реактор может прослужить 20 лет, на авианосце одновременно могут размещаться до 100 разных самолетов, которые он может "выплевывать" в небо со скоростью 20 штук за 5—6 минут. Частично нам это и продемонстрировали.

Поразили и молодость основного состава, средний возраст которого — 20—21 год (пилоты и офицеры — люди постарше), и то, как они вдохновенно несут свою службу. "А как же может быть иначе? — сказал нам один из пилотов. — Ведь мы же понимаем, что на каждый вылет летчика работают две с половиной сотни человек". При этом он с неподдельной гордостью сообщил, что США — это единственная страна в мире, которая может проводить старты самолетов с авианосца и в ночное время. Чувствуется также, что на корабле хорошо поставлена, так сказать, военно-патриотическая работа: моряков и летчиков отлично натаскивают не только технически, но и идеологически.

У моряков, что называется, от зубов отскакивают слова о миссии своей страны, ее роли в мире и о собственном участии во всем этом. Грубо говоря, они — от капитана и офицеров до последнего стюарда и уборщика — знают, за что им придется воевать, если придется. И в общем-то, такой подход к выучке персонала вполне оправдан. Хотя бы потому, что такой вот "Айк" может нести одновременно до 140 тактических ядерных боеприпасов…

Для людей на корабле есть все. На одном из нижних этажей корпуса проводят ремонт самолетов. И там же на огромной площадке между самолетами — занятия аэробикой для личного состава. Люди после дежурства или в перерыве могут спокойно снять стресс и поправить здоровье не пивком или виски, а, так сказать, с пользой для души и тела. И за этим интересно наблюдать: члены экипажа приходят на эти занятия со своими подставками, попрыгают под музычку, сколько нужно, и уходят по своим делам. А служба в это время продолжается. Равно как и обслуживание самолетов. На вооружении "Эйзенхауэра" состоят 44 истребителя "Хорнет" и "Супер Хорнет", 7 вертолетов, несколько самолетов связи и обнаружения летающих объектов. И летчики на них налетывают в мирное время по 120 часов в месяц. Это и называется выучка не словом, а делом. Не так, как, увы, в Украине, где ничего нет: то в военной авиации — керосина, то в руководстве страны — мозгов, денег и понимания, что такое современная армия…

"Эйзенхауэр" при нашем посещении закончил полугодичное выполнение боевой задачи по патрулированию Средиземного моря и Персидского залива и шел домой — на базу Норфолк (Вирджиния). Нам так и сказали: люди радуются, после 6 месяцев похода увидят родных и близких. Но учебные полеты длительностью 1 час 15 мин. продолжались, и в это время самолеты взлетали и садились, возле них слаженно суетились люди в зеленых, красных и желтых робах (цвет — в зависимости от выполняемых функций по обслуживанию и вооружению машин), в небе кружил вертолет, офицеры во главе с "эйр-боссом" (так гордо и официально называется начальник полетов), усатым и важным Расселом Аризой, четко контролировали каждую операцию и при этом рассказывали что-то нашей разношерстной массе "туристов"...

…И был еще один момент: ни на кого не обращая внимания, моряки присоединили к самолету боевую ракету. И я вдруг понял, как важно знать, куда она полетит, и сделать так, чтобы она осталась на месте, а не выбирала "жертву". Например, в Украине.

Или где-нибудь в другой стране мира, где в любой момент могут обнаружиться "национальные интересы США", которые американцы готовы отстаивать нередко военными средствами. "Политика канонерок" — это из их арсенала "убеждения" в собственной правоте. С той только разницей, что теперь канонерки заменяют авианосцы, которые американцы и демонстрируют с такой любовью: мол, смотрите, какие мы сильные, — лучше сами сразу поймите нас, согласитесь с нами и не дразните без нужды "наших парней". Они этого не любят.

Не исключено, что и для такого вот понимания была организована эта "экскурсия мира". Это, повторюсь, убеждает…

Image Image Image

Image Image  Image

Image Image Image

Image Image Image

Фото автора

Владимир СКАЧКО, (Киев—авианосец "Дуайт Эйзенхауэр"—Киев)

Источник: www.versii.com