14.07.20 

ImageПервый специализированный авиационный музей Одесской области получил официальный статус.

Как передает «Думская», группа авиаторов с пригородного спортивного аэродрома «Гидропорт» зарегистрировала общественную организацию под названием «Одесский музей авиационной техники». Юрлицо с идентификационным номером 43690342 зарегистрировано по адресу Одесса, переулок Катаева, 3.

Под будущую большую экспозицию крылатых машин отвели неиспользуемый участок зеленого газона между ангарами аэродрома, на котором уже есть несколько экспонатов.

Ранее  писали о том, как в середине апреля одесские летчики спасли раритетные образцы авиационной техники от превращения в металлолом. Тогда в результате длительных непростых переговоров удалось сохранить три редкие машины - МиГ-19ПМ, МиГ-21УМ и МиГ-23МЛ. Почти сразу же началось их восстановление.

ImageВ работу включилось несколько энтузиастов-реставраторов, которым за короткий срок удалось сделать довольно много. Например, старенький перехватчик МиГ-19ПМ, которому больше 60 лет, достался летчикам без консолей. Было решено пойти по трудному пути и сделать их по чертежам из листового алюминиевого сплава своими руками - как говорится, с нуля. Операция удалась, буквально через месяц обе консоли были установлены на самолет - ветеран стал крылатым, причем самодельное крыло трудно отличить от оригинала.

Каждым экспонатом здесь занимается своя группа специалистов. Ремонтник Владимир Тетюхин рассказал, что работу со своим подопечным - истребителем МиГ-23МЛ с крылом изменяемой стреловидности - он начал со снятия старой краски до металла. Для работы закупались специальные растворители, а затем с помощью «Керхера» под давлением смывался слой за слоем. Владимир пояснил, что будет работать не только над внешним видом самолета, но собирается обновить кабину истребителя.

«Мы с напарником собираемся восстановить интерьер кабины пилота, это технически достаточно сложно, но такой экспонат музея будет цениться намного больше, - говорит реставратор. - Попробуем восстановить приборы, индикаторы, лампочки, посетители музея смогут залезть в кабину и ощутить себя летчиком-истребителем».

Еще бригада хочет показать изюминку этого типа - сделать подвижной механизацию крыла, чтобы демонстрировать посетителям как, а главное, для чего МиГ-23 в полете мог изменять стреловидность консолей. Предстоит еще очень много работы, но ремонтники полны решимости довести дело до конца.

В общем, работы у энтузиастов непочатый край, но надо думать и об увеличении количества экспонатов. В середине мая Федерация самолетного спорта Украины обратились с письмом к руководству Одесского авиационного завода, попросив продать для музея несколько списанных истребителей МиГ-21МФ. Самолеты стоят на заводской стоянке, находятся в неплохом техническом состоянии и без сомнения украсили бы «Аллею МиГов». Но, к большому сожалению, дело тормозят никому не понятные бюрократические проволочки: заводу проще порезать самолеты на металлолом, чем продать музею. Для окончательного решения проблемы авиаторы обратились в концерн «Укроборонпром» (в его состав входит ОАЗ) и очень надеются на положительное решение этого вопроса.

«Я неоднократно беседовал с ответственными сотрудниками Одесского авиационного, поясняя, что самолеты нужны для музея, а не для каких-то других целей. Поговорить о сохранении истории может каждый, а сделать что-то конкретное получается не у всех», - сокрушается председатель Федерации самолетного спорта Украины Валерий Наливайко.

Но есть и хорошие новости: на недавно проведенном аукционе в Запорожье Федерации удалось купить учебно-тренировочный L-29 Delfin. Скоро он приедет в музей. Эти самолеты производились в бывшей Чехословакии в 1960-70-е годы. Таких машин осталось очень мало, и приобретение, без сомнения, удачное.