01.09.20 

ImageПересказ интервью гендиректора украинской авиакомпании Роза Ветров

Liga.net взяла интервью у гендиректора украинской авиакомпании Роза Ветров Владимира Каменчука. Но им запретили его публиковать. Пересказали. 

Компания Windrose Airlines - не слишком публичная, в СМИ часто к ее характеристик дописывают "с орбиты Коломойского", "из группы Приват". Да и сам Игорь Валерьевич не стесняется раздавать обещания о запуске авиарейсов именно этим авиаперевозчиком.

Почему вся авиация мира сейчас стоит ноль, какое отношение Коломойский на самом деле имеет к компании, зачем Windrose запустила программу внутренних рейсов, если конкуренты всегда жаловались, что те убыточные, и как делать авиабилеты по 500 грн?

LIGA.net хотела выяснить это у директора и владельца Windrose, согласно реестра Министерства юстиции. Каменчук согласился на беседу. Однако процесс согласования текста, как того требует законодательство, затянулся. Компания настаивала на удалении части вопросов по тексту, а после отказа редакции - отказала в согласовании всего интервью.

Поэтому LIGA.net дала тезисный перевод беседы с Каменчука. Итак, что узнали?

С чего начиналась Windrose

После окончания университета в 1993 году Каменчук сначала работал в государственной авиакомпании Авиалинии Украины, где до 2000 года курировал направление чартерных и внутренних рейсов. Затем некоторое время был коммерческим директором в украинских Средиземноморских авиалиниях, а уже в 2003 году основал компанию Windrose: сначала начинали как авиационные брокеры, а в 2007 году получили сертификат и стали авиакомпанией.

По его словам, рынок чартерных перевозок в 2003 был в очень зачаточном состоянии. Компания стала успешной, поскольку как брокеры они не вызывали ни у кого агрессии и начали делить рейсы на блоки и давать возможность "сесть" всем. Туроператоры меньше теряли, ведь нести ответственность за 30 кресел всегда легче, чем за 120-160 человек на рейсе.

Есть ли Коломойский в авиакомпании Windrose

Forbes-Украина в 2013 году писал, что в 2010 году контрольный пакет акций компании Windrose продали, но инвесторов компания тогда не называла. В начале 2010 года компания начала интегрироваться в неформальный альянс Украинская авиационная группа, который создали АэроСвит, Донбассаэро и Днеправиа. Из-за этого в СМИ начали связывать Windrose со структурами, близкими к Коломойскому.

Каменчук назвал это не совсем правдой, но подтвердил сотрудничество с так называемой группой Приват. По его словам, это был не продажа, а временный вход в группу. После неудачного проекта компания вышла из этого объединения. Сейчас продолжается сотрудничество на взаимовыгодных условиях.

LIGA.net попросила объяснить, почему в реестре, кроме Владимира Каменчука как директора и конечного бенефициара, подписантом компании является также Анастасия Горностаева, известная как экс-менеджер Новотроицкого УГВ (на паритетных условиях владеют структуры Игоря Коломойского и Рината Ахметова). Каменчук рассказал, что общий интерес в условиях продолжения этого сотрудничества: он остается директором, одновременно есть другие менеджеры. Также он напомнил, что Windrose взяла несколько самолетов в Днеправиа, которые компания даже не перекрасила. Сейчас таких самолетов в Windrose осталось три, предполагают эксплуатировать до конца 2021 года.

В 2018 году авиакомпания Днеправиа фактически прекратила деятельность. Все права на эксплуатацию воздушных линий были аннулированы, а флот самолетов Embraer оказался в Windrose.

LIGA.net нашла информацию, что в июне 2019 Толкачевский ГОК (также связывают с экс-владельцами Приватбанка), выступил поручителем перед банком "Кредит Днепр" по кредиту Windrose на $ 1500000, и попросили объяснить, зачем им это. Каменчук назвал это работой финансового директора компании. Деньги срочно были нужны на ремонт двигателей, кредит вернули через три месяца.

LIGA.net спросили, Каменчук общался с самим Коломойским, и почему последний пообещал в октябре директору Николаевского аэропорта Федору Барне связатьь город с Киевом именно самолетами Windrose. А с 1 августа компания именно начала туда летать.

В октябре 2019 директор Николаевского международного аэропорта Федор Барна заявил, что украинский бизнесмен Игорь Коломойский пообещал помочь Николаеву в обеспечении регулярных рейсов в Киев с помощью авиакомпании Windrose: 

"Я спросил, понравилась ему (Игорю Коломойскому. - Ред.) полоса? Он сказал:" Удивительная, классная полоса! ". Я сказал:" Видите, у нас аэропорт, пожалуйста, помогите ". Он сказал:" Ну, ко мне ближе Роза ветров, но окей. Я помогу ". Она (авиакомпания Windrose) может летать стыковочные рейсы МАУ, ну, посмотрим, пообещал помочь. Я думаю, что Игорь Валерьевич свое слово сдержит, поможет, поддержит", - рассказал тогда Барна местному изданию НикВести.

Гендиректор Windrose подтвердил, что общался с олигархом непосредственно, когда договаривались об объединении в 2010 году, но слишком важных переговоров и стратегий, по его словам, тогда не обсуждали.

Обещание Коломойского, что Windrose летать в Николаев Каменчук объяснил невероятной активностью директора николаевского аэропорта - мол, тот атаковал кого только можно. А Коломойский пообещал самолеты Windrose уже после того, как авиакомпания и Барна договорились о полетах еще в прошлом году.

Каменчук объясняет это желание тем, что внутренними рейсами в Украине никто не хотел заниматься, и большинство пассажиров даже не думали о том, чтобы путешествовать самолетами. Компания планирует занять 75% этого рынка, с осени думает о том, чтобы подключить аэропорты Ужгорода, Винницы, Полтавы, Хмельницкого.

В Windrose рассчитывали, что внутренняя программа сможет покрывать себя к концу второго года работы. Но кризис внесет коррективы: год назад в компании было в среднем 21 международный рейс в день (на 180-218 кресел). Сегодня в среднем летает по 3-4 рейса в день. Также там ожидают программу код-шерингового сотрудничества с МАУ.

Для этой программы Windrose расширяет свой флот самолетами АТR - сейчас их уже три, отказываться от планов пополнения флота ними из-за кризиса не собираются.

Всего за время карантина два самолета компании пришлось вернули лизингодателю. Восемь самолетов авиакомпании находились на сохранении в аэропорту Борисполь.

Сейчас флот Windrose состоит из 12 самолетов: три Embraer ERJ-145, пять Airbus A321, Airbus A320 и три ATR-72. 

Все самолеты авиакомпании находятся в "сухом" операционном лизинге - когда авиакомпаниям предоставляют самолеты без страховки, экипажа, наземного персонала, вспомогательного оборудования, технического обслуживания обычно на срок более двух лет. Собственных самолетов в Windrose пока нет.

По словам Каменчука, компания разработала удобное сообщение между крупнейшими городами с возможностью вылететь трижды в день.

Все региональные рейсы идут через Киев, и ответственные органы дали разрешение на то, чтобы пассажиры, когда проходят транзитом через Борисполь, не проходили повторной проверки авиационной безопасности. Теперь дело за Борисполем.

Коронакризис: увольнение, возврат билетов и убытки

По словам гендиректора, в марте большинство работников пришлось отправить на двухнедельный отпуск за свой счет. Людям, которые в этот период освобождались сами (а таких около сотни), предлагали денежную поддержку. С начала карантина компания платила по 30% от заработной платы, в июле уже 75%, в августе - 85%. Где-то 130 человек уже ушли из компании. В начале марта было 940 работников.

В Windrose говорят, что 60% средств за билеты уже вернули клиентам, 20% - перенесли на другие даты. Еще 20% выбрали другие варианты. Это зависело от того, как человек покупал билеты - сам или через агента. Windrose обращалась к Торгово-промышленной палате, чтобы та показала форс-мажорные обстоятельства. Но там отказали.

Глубина продаж сейчас невысокая, но эта проблема присуща всему украинскому рынку. На внутренних рейсах Windrose за месяц до рейса продает до 10% билетов, за две недели - около 15%, за неделю - 50%. Еще 25% продается за 72 часа до полета.

На международных рейсах средняя глубина продажи - месяц.

По мнению Каменчука, даже если уже в этом году появится вакцина от коронавируса и показатели заболевания удастся уменьшить, чтобы вернуться к докризисному уровню понадобится еще минимум полтора года. Сейчас учитывая ситуацию в мире, по его мнению, любая авиакомпания мира стоит 0, поскольку нет оборотов и доходов.

Для Windrose 2019 оказался успешным в финансовом плане, в 2020 году уже насчитали до $ 14 млн операционного убытка. В компании заявили, что никогда не используют демпинг.

О дешевых билетах, любимых лоукостерах политиков и новых направлениях

На вопрос, как Роза ветров конкурирует с лоукостерами, Каменчук отметил, что в Украине их как таковых нет. Мол, компания Sky Up - никакой не лоукостер, ее просто любят украинские чиновники.

Он объясняет это тем, что украинские политики и компании уже лет десять любят рассказывать о том, что билеты должны быть по $ 30, хотя это противоречит их себестоимости. Такие цены существуют и в Розе ветров, но экономики там нет. Сейчас основная цель компании - нести культуру внутренних перелетов.

Windrose первой из украинских авиакомпаний ввела проездной на полеты. По словам Каменчука, услугу сразу "раскусили" туристические агентства. Windrose уже продали более 150 проездных. 

О поддержке от государства и "мечте" Зеленского

По словам Каменчука, больше обязательств имеют перед работниками через фонд оплаты труда. С лизингодателями пока удается договариваться, критической задолженности у туроператоров перед компанией нет, долги Windrose относительно них - больше.

Собеседники LIGA.net в Министерстве инфраструктуры рассказали, что Windrose ведет переговоры с правительством о возможной линии доступного кредитования. Впрочем, Каменчук не подтвердил участие в переговорах. В целом, по его словам, кредитование для авиации более чем под 5% не имеет смысла, ведь средний показатель рентабельности авиации в мире - около 3%.

Кредитование - реальная проблема для авиации. Серьезных кредитов не может взять ни одна из украинских компаний, поскольку у них нет собственных самолетов, в залог передавать фактически нечего.

Разговоры власти о готовности помогать авиабизнесу - лишь красивые слова, говорит Каменчук.

Когда по решению правительства компании проводили вывозные рейсы - им пообещали компенсацию, но пока так и не вернули деньги. Хотя компании подавали необходимые для этого документы четыре раза в разном виде. По его словам, Windrose осуществила около 40 таких рейсов более чем на $ 800 000.

Не хотят ли в Windrose стать авиакомпанией - "мечтой Зеленского" и покупать самолеты у Антонова?

Каменчук сомневается в реальности этого проекта. Самолет в процессе строительства состоит из миллионов заклепок. В Boeing и Airbus их делает специальный автомат. А у Антонова эти процессы делают вручную.

По его мнению, такая возможность утрачена еще лет 20 назад, когда Украина во всех вопросах самолетостроения любила прислушиваться к России. Сейчас восстановить массовое самолетостроения в Украине практически невозможно. А если и возможно, то это должна быть очень мощная инвестпрограмма, и здесь уже вопрос, где взять столько денег, уверен Каменчук.