03.09.20 

Image ак наши авиаторы помогают спасать ”краину и мир от коронавируса

Ќачина€ с весны этого года мировые —ћ» и соцсети снова заговорили об украинских воздушных гигантах јн-225 "ћри€", јн-124 "–услан" и јн-22 "јнтей". ¬с€кий раз, когда где-то случаетс€ беда, эти самолеты доставл€ют гуманитарную помощь или эвакуируют из опасных районов население. 

ќ работе авиаторов в дни борьбы с коронавирусом " ѕ" в ”краине" рассказал командир экипажа "ћрии", он же заместитель директора по летной работе авиакомпании "јвиалинии јнтонова" государственного  предпри€ти€ "јЌ“ќЌќ¬" ƒмитрий јнтонов.

Ќа борту со всеми удобствами

- ƒмитрий ¬икторович, почему именно "ћри€" стала столь востребованной в период коронавируса?

- "ћри€" может вз€ть на борт 50 джипов. Ќи один самолет в мире не в состо€нии вместить в себ€ столько различных контейнеров, €щиков, коробок, сколько берет "ћри€". ѕоэтому в период пандемии ее, наверное, и избрали дл€ перевозки защитных средств и прочих грузов дл€ борьбы с коронавирусом. ѕрактически все полеты мы выполн€ли из  ита€ в разные регионы мира. 

- —ложностей особых не было? 

- —ложности во врем€ полетов в  итай возникали уже на земле. ћногие страны закрывались на карантин и принимали самолеты только дл€ дозаправки. Ёкипажам запрещали выходить. Ќам приходилось больше работать, находитьс€ на борту, пока не попадем в страну, где можно было отдохнуть в гостинице. ѕришлось посылать двойные экипажи - 8-9 человек летного состава на "–усланах" и дес€ть на "ћрии" плюс техническа€ бригада, организовывать отдых если не в аэропорту, то пр€мо в самолете. 

¬ каютах "ћрии" есть шесть кроватей дл€ летного состава. ћы оборудовали дополнительные спальные места - компани€ закупила матрацы, спальные мешки, подушки. » в хвостовой части есть 12 кроватей дл€ технического экипажа: в одной комнатке - три, в другой дев€ть коек. Ќа борту одновременно могут спать 21-22 человека.

 ухни оборудованы хорошими авиационными холодильниками, плитами дл€ разогрева пищи. ћожно варить борщи, готовить чай, кофе. —ловом, спокойно прожить несколько дней. 

ќднажды в Ѕрюсселе за долги какой-то украинской фирмы судебные приставы хотели арестовать наш "–услан". я как раз был на борту. ћы заперлись в самолете, никому не открывали двери, совещались с руководством по радио, что делать. ћестные торговцы передавали в люк свежие продукты. —пуст€ трое суток, когда вопрос решилс€, мы в форме, белых рубашечках, галстуках, начищенные, побритые вышли из самолета к представител€м местной власти. —ловно жили не в самолете, а в гостинице. 

¬  итае минувшей весной было уже довольно жарко. ћы вызывали наземный авиакондиционер, чтобы он охлаждал самолет, и мы могли в кабинах нормально отдыхать, пока шла разгрузка-погрузка. 

- “опливо экономили?

- Ќет, чтобы шум лишний в аэропорту не создавать! Ќаша вспомогательна€ силова€ установка, генерирующа€ электричество дл€ запуска двигателей, работы бортовых кран-балок, кондиционеров, холодильников, электроплиты на кухне - слишком мощна€ и довольно шумна€...

- „то уж говорить о мощи маршевых двигателей! «аслуженный летчик-испытатель √ерой —оветского —оюза ёрий ¬ладимирович  урлин рассказывал, что однажды газова€ стру€ от "–услана" повалила забор аэродрома в «апорожье...  стати, это правда, что "ћри €" сдула сто€вший на краю полосы маленький самолет? 

- Ћет дес€ть назад мы получили письмо из ‘инл€ндии: вы тут полгода назад... ƒа, действительно мы тогда прилетали на "–услане". Ќо никаких непри€тностей не было. ¬о вс€ком случае по нашей вине. ј если что-то подобное произошло - легче всего списать на самый большой самолет. Ќо чтобы мы реально что-то сдули - € не помню. ¬се наши летчики отлично понимают и след€т, чтобы руление происходило на минимальных режимах без каких-либо непри€тностей дл€ других.

- ƒва года назад, когда вы перевозили на "ћрии" 12 рейсами из „или в Ѕоливию 160-тонные модули дл€ тепловой электростанции, вам пришлось везти с собой из √остомел€ свой 60-тонный т€гач, потому что в местном аэропорту не оказалось машины, способной буксировать самолет со сто€нки на взлетку...

- ¬ этом году, слава Ѕогу, т€гачи везде были - в  итае, в японии. ј в ≈вропе обходились в основном без них, маневрировали своими двигател€ми.

ѕеревезли пригородный поезд

- ¬аш недавний крайний, как говор€т летчики, полет уже не был св€зан с коронавирусом...

- ƒа, в американском городе Ѕангор (штат ћэн) мы загрузили п€ть т€желых, весом около 30 тонн кажда€, колесных машин. ќбща€ нагрузка - больше чем на "–услан". ѕоэтому заказали "ћрию". Ќо этот груз более удобен, чем другие, сам заезжает в грузовой салон, наши операторы машины закрепили, поэтому загрузились за полтора часа и перевезли в “ель-јвив. “ам так же быстро и легко выгрузили.

—ложнее затаскивать внутрь самолета крупногабаритные моногрузы - фюзел€жи самолетов, большие вертолеты ћи-8, т€желые контейнеры-модули. Ќедавно, например, наш "–услан" доставил из √ермании в  итай пригородный поезд. Ќо наши самолеты оборудованы кран-балками, лебедками, облегчающими погрузку.

-  ак вас встречали за границей? ѕо-прежнему с восторгом?

- ƒа, на удивление. ¬сегда, когда заходим на посадку, почти везде перед полосой обычно есть какие-то дороги. » они, как правило, заставлены машинами. » толпы людей - видно, что нас снимают, приветственно машут...

¬печатлило количество людей, встречающих нас в Ўотландии. Ѕыло воскресенье, хороший солнечный день, и вокруг всего аэродрома сто€ла масса народа.

ј в √ермании к нам в самолет, в кабину, подн€лась маленька€ хрупка€ женщина - министр обороны ‘–√ ”рсула фон дер Ћ€йнен. “оже восхищалась, спрашивала, как нам летаетс€. »нтересовалась неспроста. Ќаши самолеты посто€нно выполн€ют заказы Ќј“ќ. 

ј в  анаде, тоже на борту, встречались с послом ”краины јндреем Ўевченко. —  анадой  тоже тесно сотрудничаем. ќн приходил в маске, как положено. ѕередавал привет –одине.

- ѕосле полетов за границу экипажи проходили обсервацию на заводской базе отдыха "—окол" в  озине...

- ѕервый раз по неделе. —тарались, чтобы разные экипажи не пересекались. —ейчас у летчиков берут уже более серьезные тесты, которые не требуют нахождени€ в карантине - результат выдают сразу же. ≈сли положительный - теб€ сразу на изол€цию куда хочешь - в "—окол" или сиди дома. —лава Ѕогу, никто не заболел.

- ¬ы, авиаторы, недел€ми, если не дольше, не бываете дома. ∆ены не ворчат?

- ƒа нет, понимают. Ёто наша работа.

—правка. ƒмитрий ¬икторович јнтонов  родилс€ в 1963 году в  иеве в семье генерального директора научно-производственного объединени€ "ћа€к" - предпри€ти€, создававшего радиоэлектронную аппаратуру дл€ авиации и космоса. ќтец дружил со знаменитым однофамильцем ќлегом јнтоновым. ¬озможно, благодар€ этой дружбе ƒима јнтонов в юности заболел авиацией.

ќкончил с красным дипломом Ѕалашовское высшее военное авиационное училище летчиков. —лужил летчиком-инструктором в этом, а затем в ¬орошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов, летал в Ѕориспольской авиабригаде транспортной авиации. ”же  28-й год работает на "јЌ“ќЌќ¬". Ћетчик-испытатель первого класса. ќбщий налет более 18 тыс€ч часов. 

∆енат. »меет троих детей, троих внуков и веселый нрав.  огда за рубежом его принимают за хоз€ина фирмы и спрашивают, почему сам садитс€ за штурвал, отшучиваетс€: "ƒа € жадный очень. Ќе хочу платить летчику..."