07.10.20 

Image«ѕочему в черкасский аэропорт не летают самолеты?» - приходитс€ посто€нно слышать этот вопрос.

—ейчас с черкасским аэропортом ассоциируетс€ прежде всего директор  ѕ «јэропорт «„еркассы „еркасского областного совета», депутат областного совета »ван ƒалибожак. ќн прошлым летом представл€л президенту аэродром.

»нтересно, что на дн€х автору текста пришлось общатьс€ с людьми из одного из районов области, которые спрашивали, уж не летают из черкасского аэропорта самолеты в “урцию, потому что «€кобы какие-то рейсы уже есть». —лухи - мощна€ сила, однако, когда приходишь в помещение аэровокзала, все вопросы отпадают. «десь тихо, безлюдно, а на стене нет расписани€ полетов.

“о насколько реальна перспектива полетов самолетов из „еркасс? Ќа каком этапе ремонты и финансовое состо€ние предпри€ти€? «а что отвечает руководитель и легко ли ему наладить св€зь с новой властью области, котора€ так быстро мен€етс€? ќб этом подробнее - в разговоре с »ваном —тепановичем.

- ќткуда вы пришли на эту должность?

- –аботал в Ќѕ„ѕ «ƒј -Ёлектропром» директором на дочернем предпри€тии ќќќ «—корпионы», где мы пытались оказать помощь армии по ремонту бронетехники, но в ћинистерстве обороны так в конце концов и не дали на это разрешени€. ќднако мы ремонтировали электрическое оборудование.

ƒо работы в Ќѕ„ѕ «ƒј -Ёлектропром» работал заместителем городского головы —мелы с 2006 по 2010 год. „еркасский аэропорт возглавил в 2017 году. —ам € родом из »вано-‘ранковской области.   слову, там аэропорт в целом был в таком же состо€нии, как у нас в „еркассах. » сейчас работает, ведь «кормилица» - взлетно-посадочна€ полоса в рабочем состо€нии!

¬ообще, убежден, что областной центр должен иметь аэропорт и обеспечивать население области услугами в авиаперевозках.

- Ќа каком сейчас этапе развитие нашего аэропорта?

- ¬се замерло в стадии 1986 года. — тех пор абсолютно ничего нового не делалось.  ак начали возрождать? Ќачалось все с того, что взлетно-посадочна€ полоса за период эксплуатации покрылась трещинами. ¬ы€снилось, что со временем битум с минеральными добавками потер€л свою в€зкость.  амни вылетали. » это было бы рискованно дл€ приема бортов с низким расположением двигателей, таких как воздушные суда типа «Ѕоинг». я говорил о необходимости застелить выравнивающий слой. Ёто была осень 2017 года. ¬ласти области и владелец заинтересовались и решили, что можно сделать ремонт всей полосы, что не могло не вызвать интерес. ¬ облгосадминистрации тогда заверили, что все постепенно будет - и ремонт взлетно-посадочной полосы, и ремонт периметра, рулежных дорожек и перрона и тому подобное.

ѕроведение работ по ремонту взлетной полосы - это делаетс€ от трех недель до трех мес€цев. Ќо у нас делали так: начали в июле 2018 года, затем продолжили в конце июл€ 2019 года, а когда в том же году в начале сент€бр€ по€вились микротрещины, работы остановили. ¬ конце окт€бр€ еще попытались рабочие делать маркировку на взлетно-посадочной полосе, но нанесли не там, где надо ...

- Ќесмотр€ на ремонты, были ведь еще долги?

- ƒа, „еркасский аэропорт как предпри€тие был в долгах. ¬ комплексе, когда € пришел на должность, было до 30 млн. долгов всего. ƒолги в номинале считались небольшие. Ќо как только начинаешь платить, нарастают штрафные санкции, пен€. ƒолги состо€ли из задолженности по зарплате с 2001 по 2011 годы, взносам в пенсионный фонд и единого социального взноса, долги по платежам в бюджет. ћы начали платить, и пошло наращивание пени. —итуаци€ сложна€.   примеру, € написал на рассрочку уплаты штрафных санкций по ѕенсионному фонду, и теперь могу платить по 10 000 в мес€ц. Ѕолее аэропорт не способен сейчас платить.

¬ общем региональный аэропорт - это не высокодоходна€ сфера. Ёто не «∆ул€ны», не «Ѕорисполь». Ќо судна малой авиации могли бы здесь посто€нно летать!

- „то сейчас входит в аэропорт как предпри€тие?

- —мотрите (достает карту - ред.) јэропорт - это сочетание соответствующего оборудовани€ и мини-инфраструктуры дл€ организации вылета и приема воздушных судов различной категории.  акой категории эти суда могут быть, зависит от состо€ни€ взлетно-посадочной полосы, котора€ имеет размеры 2500 метров на 42 метра, от уровн€ противопожарной безопасности аварийно-спасательной команды (укомплектованность, обеспеченность команды), от возможности обеспечить прием, выдачу багажа и контрол€ пассажиров на паспортный контроль, контроль багажа на таможенном контроле. ¬ообще де€тельность аэропорта обеспечивает совместна€ работа смежных предпри€тий - таких как √осударственное предпри€тие «”краэрорух» с соответствующими подразделени€ми и авиаметеостанции гражданска€.

- — чего живет аэропорт сейчас?

- ≈сть часть нежилых помещений, сдаем в аренду. ¬ карантин здесь часто проходили выставки, соревновани€.

ѕроводились этапы соревнований чемпионата ”краины по автоспорту, организовывались концерты. ¬ этом году, например, проведен автоконцерт группы «Ѕез обмежень».

ѕоследний год вообще была странна€ ситуаци€. ≈сли ќ√ј организовали некачественный ремонт, то из программы развити€ „еркасской области, мол, надо изымать аэропорт. “ака€ позици€ власти. ћы все же насто€ли, чтобы не изымать. » трудности остались. ƒа, у нас в черкасском отделении «”краэроруха» есть диспетчеры. » их хот€т сократить, потому что аэропорт не работает, и компани€ несет убытки. » в √ѕ «”краэрорух» спрашивают нас, когда закончитс€ ремонт и начнетс€ работа? ћы в свою очередь пишем обращение к областной государственной администрации. “ам идет переписка между департаментами. ј мы ждем ответа ...

- —мотрите, когда приезжал президент ¬ладимир «еленский, в очередной раз шла речь о возрождении аэропорта. “ак когда же это произойдет?

- —кажу так, что директор аэропорта - это человек, администратор, отвечающий за безопасность персонала, обеспечивает безопасность полетов, укомплектованность всех службы предпри€ти€.

≈сть отраслевое соглашение, которое подписываетс€ между ¬ладельцем - областным советом - и профильным комитетом „еркасской областной государственной администрации, в котором говоритс€ о многих вещах, о взаимодействии со стороны руководства области в развитии аэропорта. ¬месте с тем, € не чуждаюсь ходить в ћинистерство инфраструктуры на совещани€, где звучит слово «аэропорт». Ѕолее того, когда звучат в ћинистерстве вопрос речного транспорта, мне это тоже интересно, ведь у нас есть така€ больша€ река. ¬ общем, определенные основы развити€ аэропорта закладывались еще при предыдущих правительствах, но дело движетс€ довольно медленно, и это беспокоит. ≈сли бы все зависело только от мен€ - это одно дело, но здесь целый комплекс меропри€тий нужен.

Ѕольше всего, пожалуй, вникал в работу председатель ќ√ј ёрий “каченко. ѕро недавно сн€того председател€ ќ√ј –омана Ѕоднара, не могу о нем сказать то же самое ... ƒа и пробыл в должности всего 10 мес€цев. —мотрите, в июле 2018 года начали делать полосу, и хот€ мы не проектанты, а эксплуатанты, и все же подавали замечани€. Ёто наше право. ѕосмотрите теперь на страницы, которые мы заключили с марта 2019 года. ѕрактически везде в этом томе наших замечаний указано: «замечани€ не принимаютс€». ¬ то же врем€, потом на полосе по€вились трещины. ћое предположение, что между старым и новым слоем покрыти€ положили сетку, котора€, возможно теперь «разрывает» асфальт. Ќо это лишь предположение. ƒалее другое - неправильно начали делать маркировку. “еперь крайнего надо искать, но факт остаетс€ фактом: на наши замечани€ никто не обращал внимани€. ЌјЅ” изъ€ли в управлении капитального строительства облгосадминистрации документы дл€ изучени€. » на этом все остановилось. “еперь трудно все реанимировать, потому что документы же до сих пор изучаютс€. » очень хотелось бы, чтобы вопрос с трещинами уже решили и начали дальнейшую работу. Ќам после полосы надо еще рулежные дорожки, перрон, реконструкци€ периметрового ограждени€. Ќо все остановилось на ремонте полосы.

- ¬ы говорили о стратегии регионального развити€ „еркащины. “о там есть упоминание об аэропорте?

- –ассмотрение стратегии декабр€ 2019 перенесли на весну, а потом поставили на развитии аэропорта крестик. ћы настаивали, чтобы все-таки продолжили работу, потому что это важно дл€ области. 11 июн€ € был у следовател€ ЌјЅ”. Ёто мое право, а не об€занность. √оворю, что € лишь поддерживаю все законные действи€ в поиске виновных по трещинам на полосе, однако работа же не может сто€ть. Ќадо двигатьс€ вперед ...

“огда € говорил коллегам-депутатам, ведь есть нераспределенный остаток средств в бюджете, давайте хоть промаркируем полосу, котора€ есть, и будем принимать малую авиацию.

- ќ каких самолетах речь?

- ¬ авиации делают так: вырезают шурфы и берутс€ керны и провер€ют состав асфальтобетона, плотность, влажность и т. ј также провер€ют несущую способность инструментально, то есть - едет специальное оборудование и создает давление на взлетно-посадочную полосу, как при посадке или взлете самолета. ј тогда на микронном уровне провер€етс€, как возвращаетс€ в исходное положение покрыти€. » обнаружили, что стандартные самолеты «Ѕоинги 737» могут летать с нашей взлетно-посадочной полосы после проведенного капитального ремонта с условием три раза в неделю с неполными баками топлива и неполным количеством пассажиров. “о есть, требовани€ фактически недопустимы дл€ больших воздушных судов, но допустимые дл€ малой авиации. Ќапример, ј“–-72 может делать рейс на Ћьвов на 60 пассажиров. Ёто возможно и нужно ввести!

- ј светосигнальной системы, ведь ее нет? ≈ще в 2010 году кировоградска€ компани€ хотела сюда зайти, но оказалось, что летать можно днем и в €сную погоду, и все.

- ƒа, с этим проблемы. ћы начали с капитального ремонта полосы. ѕри этом на проект светосигнального оборудовани€ в 2018 году потратили 450 000 гривен из бюджета, а уже новые технологии, и надо следующем году перерабатывать этот проект. ¬се идет вперед, все быстро мен€етс€ по технологи€м.

ѕри условии надлежащего оборудовани€ мы не прив€зывались только к светлому времени суток.

ѕроблема в том, что нет комплексной ответственности. ≈сли аэропорт 29 лет просто€л, и никто ни копейки или премии не получил на предпри€тии, так как самолеты не летают, то орган, которому даетс€ в управление аэропорт, получает и премии, и надбавки. Ќе пос€гаю на чьи-то деньги, но хотелось бы таки совместной ответственности.

- ћожно делать ремонт параллельно с работой аэропорта?

-  онечно. “ак делают «∆ул€ны».

„то могли бы мы? ћы могли бы эффективно работать в светлое врем€ года, летом. ј зима требует или активной эксплуатации, или затишье, ибо значительные средства идут на уборку полосы, поэтому здесь или летать ежедневно, или на зиму делать паузу.

“акже скажу, что есть определенные рамки по бюджетному планированию. ќни ограничивают. я говорил ранее, что по аэровокзалу должны быть не реконструкци€, а капитальный ремонт. ¬спомните, там плитка падает с потолка, затекает вода при дожде ...

“акже следует сказать, что за малой авиацией приходит больша€. » если бы сюда подт€нулась инфраструктура, уже бы заработал аэропорт, и тогда началось бы развитие под большую авиацию. Ёто надо дл€ бизнеса и дл€ пассажирских перевозок. ѕосмотрите карту ≈вропы по перелетам - она как муравейник. ” нас это тоже могло бы быть. √ѕ «”краэрорух» работает отлично. ¬сех предупреждают о движении самолета заблаговременно, самолет ведут на специальном оборудовании. ѕоэтому, в целом можем и хотим работать. ћне он голландец из ћанькивки звонит и говорит, что хотел бы в областной центр прилетать в делах, но никак не может. “о есть мир привык летать, а мы никак.

-  огда будет конкурс на нового директора?

- ќбъ€вили конкурс на 18 сент€бр€, но из-за пандемии перенесли на неизвестный срок.  ак по мне, странно, можно рассадить людей в малом сессионном зале так, чтобы были на нужном рассто€нии. ј если дот€нем до 25 окт€бр€, то надо будет и комиссию мен€ть, потому что в нее вход€т два депутата областного совета, а они уже могут не быть депутатами. я, конечно, подал документы на конкурс.

- —колько работников в аэропорту?

-  огда € пришел, было 23 сейчас 38. –аботников. –аботы очень много, потому что нас контролируют многие органы. Ќадо, чтобы были исправны огнетушители, чтобы на автомобиле были зар€жены аккумул€торы. Ёто целый комплекс работ, ведь аэропорт - это серьезный объект. я раньше говорил, что аэропорт требует серьезных вложений - 750 млн. гривен. Ёто как бы много, но это немного в масштабах государства. ќднако средства надо быстро вложить - раз и все - и мы начали бы работать. ¬озможно, больших прибылей сам аэропорт и не приносил бы, но он обрастает многими структурами, бизнесами. –ечь идет о заправке горючим, про еду, про уборку. ¬се начинает работать и все начинает платить налоги. ” мен€ сейчас есть предложени€ на бюджетную сессию, котора€, думаю, будет уже после выборов. ќчень хотелось бы, чтобы обратили больше внимани€ на аэропорт.

 

»сточник procherk