16.08.07 
»стори€  иева знает немало авиапроисшествий в воздухе над  иевом. ”вы, но не все из них заканчивались так удачно, как удивительна€ посадка пассажирского "яка", благополучно приводнившегос€ на болоте в районе ќсокорков.

ѕожалуй, сама€ трагическа€ из этих авиакатастроф случилась ровно п€тьдес€т лет назад Ц 17 августа 1957 года. —егодн€ она напрочь забыта Ц хот€ отголоски событи€ до сих пор сохран€ютс€ в пам€ти киевл€н в виде семейных преданий, одно из которых в итоге и вывело нас на историю давней аварии.

∆ители поселка —овки и старых кварталов ƒемиевки, прилегающих к району ћосковской площади, рассказывали своим дет€м о том, как на них упал самолет. —о временем молва расширила территорию и масштабы этого трагического происшестви€ Ц начали говорить об огромном котловане на месте катастрофы и о дес€тках людей, погибших тогда в воздухе и на земле. –аспространению слухов способствовала скупа€ информаци€ в прессе, котора€ уделила событию совсем немного внимани€. ’от€ эта авиакатастрофа не имела никаких аналогов в истории нашего города.

¬ечером того дн€ грузовой самолет "»л-14ћ" с бортовым номером Ћ-2071, следовавший рейсом из болгарской столицы, благополучно достиг  иева и в 19.45 по местному времени начал заходить на посадку в районе ∆ул€нского аэропорта. ¬сего дев€тью минутами позже, в 19.54, аэродром дал разрешение на посадку другого самолета аналогичной модели, под номером Ћ-1360. Ётот "борт" только что провел короткий тренировочный полет вокруг аэропорта и теперь также готовилс€ к приземлению. ¬полне обычна€, "штатна€" ситуаци€, котора€, казалось бы, не предвещала никакой беды. ≈сли бы не совпадение двух факторов, которые в итоге и спровоцировали кровавую трагедию в киевском небе.

— целью тренировки оба самолета садились с зашторенными стеклами пилотских кабин, отрабатыва€ посадку "по приборам", в услови€х нулевой видимости. ¬ результате пилоты обеих машин не могли видеть друг друга, полностью полага€сь на сообщени€ с "земли". ќднако диспетчеры аэропорта в ∆ул€нах, которые должны были координировать полет двух "слепых" машин, почему-то "забыли" о "болгарском" грузовом самолете под номером Ћ-2071 и контролировали полет лишь одного самолета, возвращавшегос€ после воздушной "тренировки". ¬ итоге пути двух "бортов" пересеклись в самом начале взлетно-посадочной полосы, на высоте ста п€тидес€ти метров над землей.

ѕилоты Ћ-1360 в последний момент увидели лет€щий на них самолет. ќтча€нным маневром они попытались уйти от столкновени€, но Ћ-2071 все же задел своего "близнеца" и винтом перерубил ему часть крыла вместе с бензобаком машины. —емнадцатитонный "борт" Ћ-1360 тут же потер€л управление, загорелс€, перешел в крутое пике и рухнул на землю в районе улицы —овской, на жилой частный дом є27. ќчевидцы рассказывают, что это был гигантский, €рко полыхающий факел.

"Ѕорт" Ћ-2071 тоже загорелс€, но экипаж еще несколько секунд удерживал его в воздухе. ќднако воздушный винт, разбалансированный после сильнейшего удара, сорвал двигатель на правом крыле самолета, а затем отрубил кабину. "»л-14" взорвалс€ в воздухе и тоже рухнул вниз Ц на поселок —овки. Ќа часах было двадцать часов и две минуты. —трашна€ авари€, спровоцированна€ халатностью диспетчерской службы аэропорта "∆ул€ны", случилась в течение каких-то п€ти-семи минут.

ѕострадавшие от аварии —овки вообще представл€ют собой самый "авиационный" район во всем  иеве. ¬ огородах местных жителей, разбросанных вдоль аэродромовского забора, щедро натыканы сигнальные и навигационные мачты. «дешние домики раскиданы по склонам лесного плато, на котором расположен аэропорт, возвыша€сь над ƒемиевкой и районом ћосковской площади. ћину€ ÷ентральный автовокзал и библиотеку имени ¬ернадского, заход€щий на посадку самолет смотритс€ едва ли не вровень со здешними домами и пролетает над ними с устрашающим грохотом Ц особенно сейчас, когда на посадку в ∆ул€ны регул€рно идут даже большие "тушки". ћестные жители, похоже, успели привыкнуть к этим неудобствам, хот€ разговор о старой аварии вызывает у них не самые при€тные эмоции.

Ц ƒа, правда, падали тут самолеты, Ц сообщает нам киевл€нка ≈вгени€ ќсиповна. Ц ¬он туда, ближе к оврагу один упал. ј другой Ц пониже. ¬зрыв был сильный, много огн€ Ц казалось, что весь поселок горит. ѕотом, когда потушили, достали тела летчиков. ћного обгоревших тел было.

¬ самой большой киевской авиакатастрофе погибло дев€ть человек Ц все летчики из 86-го объединенного авиаотр€да ”краинского управлени€ √¬‘. ¬ их числе был и заместитель командира эскадрильи ».“. “арапунов. ¬се они были похоронены на закрытом ныне —оломенском кладбище, где стоит единственный во всем  иеве монумент жертвам воздушной катастрофы. –оль общего креста на этой могиле выполн€ет винт самолета "»л-14" с закрепленным на нем железным венком.

 роме того, в  иеве ходили слухи о жертвах среди жителей улицы —овской, однако журналистам "√азетыЕ" не удалось как-либо подтвердить эти предположени€. —тарожилы —овок и сегодн€ говор€т о погибших и раненых односельчанах, но не могут указать никаких конкретных фамилий. Ќе знают об этом и в местном ќ¬»–е. ’от€ гибель своих соседей в такой пам€тной аварии наверн€ка бы запомнилась обитател€м не такого уж большого киевского поселка.

—тоит отметить, что самолет "»л-14", который имел репутацию исключительно надежной машины, едва не погубил в том же п€тьдес€т седьмом году тогдашнего генсека Ќикиту ’рущева. ¬ его машине перед самым вылетом обнаружили серьезную неисправность. ј дата 17 августа вообще стало роковой дл€ отечественной авиации. ¬ 1979 году, в этот же день, над ”краиной столкнулись два самолета "јэрофлота", унес€ жизни 156 человек. ј всего шестью дн€ми раньше, 11 августа 1979 года, над ƒнепродзержинском также врезались друг в друга два самолета "“у-134". ¬ числе жертв этой печально известной аварии оказались и семнадцать футболистов футбольной команды "ѕахтакор".

»сточник: www.pk.kiev.ua