29.08.07 
Региональные самолеты Ан-148 и Sukhoi Superjet-100 (SSJ) продолжают соревнование в неформальном «забеге на длинную дистанцию» за рынок России и стран СНГ. Фактически, борьбу выиграет та машина, которая первой пойдет в «серию».

У пассажирского регионального самолета Ан-148, серийное производство которого планируется на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) есть временная «фора». В феврале нынешнего года Авиационный Регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) выдал «сертификат типа» на Ан-148. На МАКС-2007 «сертификат на производство» самолета вручен киевскому заводу «Авиант» (партнер ВАСО по кооперационной сборке машины).

Получение соответствующего документа ВАСО планируется в начале следующего года. Сейчас, ряд российских авиакомпаний подписали контракты на приобретение Ан-148, также планируются поставки машины в Казахстан (контракт «Авианта» на восемь ед.), на Кубу (российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) на МАКС-2007 сообщила о подписании меморандума с «Кубана Авиасьон» на поставку трех самолетов). Первым эксплуатантом машины в Украине станет авиакомпания ARP 410 (структурное подразделение Киевского авиаремонтного предприятия №410 гражданской авиации).

Что касается SSJ, то выкатка первого летного экземпляра намечена на 26 сентября нынешнего года. На выставке были представлены модели самолета и его двигателя SaM146, макет фрагмента гражданского салона и тренажер. До авиасалона ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» располагала твердым заказом на 71 машину Sukhoi Superjet-100, в т.ч. на 61 – от российских авиакомпаний и на 10 – от итальянской компании ItAli.

Все контракты с российскими авиакомпаниями на покупку украино-российского - Ан-148 – «КрасЭйр» (16), «Полет» (10), ГТК «Россия» (6) – предусматривают лизинговую схему, которая будет осуществляться через ИФК. Стоимость самолета колеблется в пределах $18-20 млн.

К финансированию продаж Sukhoi Superjet-100 подключился «Внешэкономбанк», который на МАКСе заключил соглашение о сотрудничестве по продажам самолетов семейства SSJ-100 с компаниями «Сухой», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». В рамках соглашения предполагается структурирование финансирования поставок самолетов для авиакомпании «Аэрофлот». Стоимость Sukhoi Superjet-100 составит не менее $25 млн.

Таковы «стартовые» позиции каждого из конкурентов. Видимого противостояния нет: вместимость базовой модели Ан-148В составляет до 80 пассажиров, Sukhoi Superjet-100» – до 110. Однако, беспристрастный анализ – Ан-148 и SSJ не являются конкурентами – может немного усложнить психологический фактор. И имя ему – первенство. Не секрет, что в гражданский «Сухой» вложены значительные средства российского бюджета, а Ан-148 в любом случае может стать разменной картой в политических отношениях Украины и России.

Поэтому затягивание с появлением на российском рынке Ан-148 (неизбежные трудности серийного производства первых машин и, как следствие, перенос сроков сдачи заказчикам самолетов) может сблизить даты появления на рынке и Ан-148 и Sukhoi Superjet-100. Для этого производителям SSJ необходимо выдержать графики сертификации и строительства первых машин, которые, как планируется, должны быть поставлены заказчикам в конце 2008 г.

Следующий год для Ан-148 (впрочем, как год-два назад) будет решающим. От выполнения планов по производству первых самолетов как в Воронеже, так и в Киеве, зависит состоится ли проект Ан-148 в масштабах, соответствующих запланированным. По крайней мере, в России с 2008 по 2012 г. планируется выпуск 96 самолетов Ан-148.

В то же время создателям широко разрекламированного, «стратегически важного», Sukhoi Superjet-100 еще предстоит подтвердить заявленные летно-технические характеристики самолета на практике. А для начала, как минимум, поднять машину в воздух.

Источник: www.ugmk.info