05.11.07 

Частная авиация — это звучит дорого. Покупка собственного самолёта представляется верхом расточительства, а умение управлять летательным аппаратом — привилегией профессиональных пилотов. В действительности многие модели легкомоторных самолётов стоят сегодня не дороже иномарки, научиться управлять ими можно всего за 48 часов

ImageНебо — отличная альтернатива перегруженным дорогам. Понимает это не только премьер-министр Виктор Янукович, надумавший пересадить руководство страны на вертолёты. Всякий узник столичных пробок мечтает пересесть из-за руля за штурвал самолёта. Каково это — вырваться на простор, свободный от транспортной толчеи, испытал на себе корреспондент Фокуса.

Урок в поднебесье

Киевские авиаторы держат собственные самолёты на частном аэродроме «Наливайковка» в 50 км от КиеваКиевские авиаторы держат собственные самолёты на частном аэродроме «Наливайковка» в 50 км от КиеваДвухместный моноплан А-22, на котором мне предстоит подняться в воздух, весит всего 260 кг. Алексей Литовченко, пилот с пятилетним стажем, берёт самолёт за винт и без усилий выкатывает его из ангара. Я занимаю место второго пилота: надеваю тяжёлые наушники, в которых могу слышать сообщения диспетчера, защёлкиваю замок ремней безопасности, берусь за штурвал.

Для разбега нашему моноплану хватило 80 метров взлётной полосы. Самолёт плавно отрывается от земли; пилот выравнивает его на 300-метровой высоте. Скорость — 130 км/час. Ощущение такое, будто летишь в мыльном пузыре: у самолета А-22 прозрачные двери и широкое лобовое стекло. Под нами — крыши сельских домишек, тонкие линии дорог, квадраты полей, впереди — размытая линия горизонта.

Накатывает эйфория. Не стоит и сравнивать её с возможностью любоваться пейзажами из иллюминатора пассажирского «Аэробуса». Мы ведь не везём пассажиров и груз — а только собственные эго.

— Летать самому — так же интересно, как идти под парусом или покорять горные вершины. На земле человек ограничен трёхмерным пространством. В воздухе горизонты раздвигаются, ощущаешь себя совсем по-иному, — говорит советник Президента Украины по юридическим вопросам Николай Полудённый. Он уже год как летает на легкомоторном моноплане. Правда, пока в сопровождении инструктора — на доскональное освоение летательного аппарата юристу не хватает времени.

Самолёт юркий, готов выполнить любую прихоть лётчика. Лёгкое нажатие на педаль, и он меняет курс. Штурвал от себя — снижение, на себя — набор высоты, повороты вправо-влево заставляют машину крениться.

На аппаратах класса ultra light выполнять фигуры высшего пилотажа запрещено. Но и без них новичку гарантированы острые ощущения. К примеру, слишком резко потянув на себя штурвал и тут же вернув его на место, я заставил самолёт сделать такую «горку», что небо стало с овчинку.

А всё же пилотирование показалось мне делом нехитрым. Видимо, потому что приборная панель в двухместном самолёте не так обильно усеяна датчиками, тумблерами и рычагами, как в пассажирском лайнере.

Теория и практика

Обучиться лётному делу можно в городском аэроклубе или в Кременчугском лётном колледже. Роман Шатило, ведущий инструктор Международного авиационного центра подготовки, убеждён, что самолётом управлять не сложнее, чем автомобилем. Но есть нюансы. Прежде всего, пилот должен доверять приборам больше, чем самому себе. В облаках или в условиях плохой видимости полагаться на чувства нельзя.

— Кроме того, пилот должен правильно действовать в случае отказа двигателя или пожара на борту — не приведи Бог, случится авария, времени на размышления не будет. Поэтому экстремальные ситуации тщательно отрабатываются на тренировках, — говорит Роман Шатило.

Чтобы стать пилотом, необходимо получить лётное удостоверение — в своём роде водительские права. Для этого нужно пройти курс теории, а затем налетать с инструктором в общей сложности 48 часов. Час учебного полёта стоит в среднем $100, всё обучение — $4,7 тыс. Роман Шатило уверяет: всё больше украинцев стремятся сесть за штурвал.
— К нам приходят самые разные люди — по профессии и возрасту. Иногда подготовленные, из тех, что когда-то летали и хотят восстановить навыки. Или, к примеру, стюарды, планирующие в будущем стать пилотами пассажирских авиалайнеров. Немало и тех, кто впервые садится в кабину самолёта, — говорит инструктор.

Евгений Червоненко летающий губернаторЕвгений Червоненко летающий губернаторЕвгений Червоненко
летающий губернатор

 — Я купил вертолёт для работы — без него не успевал бы делать всё, что успеваю сейчас. Перелёт из Запорожья в Киев на самолёте, с учётом езды до аэропорта, занимает более трёх часов. Да ещё в пробках приходится стоять. На вертолёте я долетаю менее чем за два часа. Приземляюсь на любой из оборудованных площадок за чертой города — и через десять минут в Киеве.
Научиться управлять вертолётом можно за пару месяцев. Но серьёзное отношение к теоретическому курсу, знание навигации, координации, радиообмена — обязательно. Я летаю с пилотом, но могу и сам сесть за штурвал. Впрочем, в управлении вертолётом я не так искусен, как в вождении гоночного автомобиля.
Вертолёт — самый безопасный вид воздушного транспорта. Если в воздухе глохнет движок, машина садится на обратном раскручивании винтов и приземляется в три раза медленнее, чем парашютист.


Винтокрылые формальности

Руководитель вертолётного клуба «Автопилот» Андрей Омельчук более оптимистичен. По его мнению, наступило благоприятное время для развития частной малой авиации.

— Сейчас можно без проблем купить вертолёт и эксплуатировать его как транспортное средство, — утверждает он.

Вертолётчик, как, впрочем, и пилот самолёта, за день до вылета обязан подать заявку в диспетчерскую службу с указанием времени и маршрута полёта. Запрещается пересекать зоны, в которых расположены электростанции, тюрьмы, военные склады и летать над городами.

— Вертолёт удобен тем, что его можно посадить не только на вертодроме, но и на всякой подходящей площадке, — говорит Андрей Омельчук. — Стоит он, правда, значительно дороже самолёта.

И в самом деле, винтокрылые машины, оснащённые поршневым двигателем, можно приобрести по цене $300-500 тыс., газотурбинным — от $1,5 млн. Вертолёты с приборами для ночных полётов стоят ещё дороже — $6 млн. Тем не менее находятся покупатели, желающие приобрести такие аппараты: частные лица и крупные компании, эксплуатирующие авиацию в корпоративных целях.

В Украине не более полусотни частных вертолётов: 30 — в Днепропетровске, 10 — в Киеве, 2 — в Донецке и 1 — в Харькове. По словам Андрея Омельчука, при таком количестве машин, создавать для них серьёзную инфраструктуру (вертодромы, ангары) пока нецелесообразно.

— Однако рано или поздно это делать придётся. Я уверен, что будущее не за самолётами или автомобилями, а именно за вертолётами, — считает он. — Спрос на них из года в год растёт. Раньше, заказав вертолёт, приходилось ждать его доставки год, сейчас — уже три.

О растущем интересе к малой авиации свидетельствует и тот факт, что на некоторых высотках, строящихся в Киеве, предусмотрены вертолётные площадки. Проектировщики смотрят дальше чиновников, запретивших полёты малой авиации над городами страны.

Конструктор для взрослых

Купить самолёт в Украине — не проблема. В стране работает несколько компаний, специализирующихся на строительстве лёгких летательных аппаратов. В Херсоне выпускают немецкие самолёты «СТ», в Харькове — «Бекас». Набор для сборки французского самолета Skyranger можно приобрести в Киеве. Такой конструктор, как правило, обходится вполовину дешевле готовых к полёту аппаратов. На его монтаж уходит в среднем неделя.

Юрий Яковлев — не только авиаконструктор, но и авиапутешественник: на своём самолёте он уже летал в Польшу и Чехию. А теперь намерен посмотреть с высоты птичьего полёта на Крымские горыЮрий Яковлев — не только авиаконструктор, но и авиапутешественник: на своём самолёте он уже летал в Польшу и Чехию. А теперь намерен посмотреть с высоты птичьего полёта на Крымские горыКиевская фирма «Аэропракт» каждый месяц выпускает 5 самолётов класса ultra light, чей максимальный взлётный вес не превышает 450 кг. Главный конструктор предприятия Юрий Яковлев сообщил Фокусу, что 99% продукции предприятия экспортируется в Европу и США.  Летательные аппараты средней ценовой категории (50-60 тыс. евро) у нас пока не востребованы: большинство из 400 зарегистрированных в Украине частных самолётов — самодельные монопланы, оснащённые двигателями Subaru или Suzuki. Их строят в ангарах аэроклубов или в частных гаражах.

— При этом в Украине есть приватные реактивные самолёты бизнес-класса, которые может позволить себе не всякий европейский миллионер, — замечает Юрий Яковлев.

В производственном цехе конструктор демонстрирует самую продаваемую модель, разработанную «Аэропрактом», — двухместный одномоторный моноплан А-22, который мы уже испытали в полёте. По словам конструктора, ввиду малой посадочной скорости этот самолёт способен приземлиться на любом поле, а в экстренном случае — спуститься на парашюте.

— Но открывать парашют уместно лишь при проблемах с управлением или столкновении в воздухе. В случае отказа двигателя самолёт можно посадить обычным способом, — говорит Юрий Яковлев.

По его словам, в Украине продаётся не более десятка лёгких самолётов в год. И прежде всего потому, что в стране отсутствуют нормальные условия для авиаторов-любителей.

— Некоммерческая авиация в Украине летает не по правилам, а по понятиям, которые диктуют чиновники, — рассказывает Юрий Яковлев. — Раньше можно было зарегистрировать самолёт бесплатно и всего за два дня. Сегодня на это уходят недели. Процедура оформления — всегда импровизация, авиационная власть придумывает её на ходу.

Евгений Сафонов

Источник: focus.in.ua