18.04.08 

ImageАн-70Мотор-Сич | АНТК

Трудный полет Ан-70 (Часть 2)

Через полтора-два года Ан-70 может потерять экспортную привлекательность, а его потенциальную нишу на мировых рынках поделят конкуренты. Этому будет способствовать как взятие на вооружение НАТО европейского аналога Ан-70 – военно-транспортного самолета А400М (Airbus), так и усилия Китая относительно создания собственного среднего самолета и развитие российского проекта Ил-76.

Украинские конкуренты не стоят на месте и уже в ближайшем будущем могут обойти Киев в разработке собственного самолета. В частности, Россия прогрессирует в модернизации Ил-76 и в его продвижении на внешние рынки. Модернизированный двигатель Ил-76 – «Бурлак» - уже отвечает требованиям Международной организации гражданской авиации, и, таким образом, самолет может курсировать в любом регионе планеты. В свою очередь, европейцы уже торгуют еще не доработанным проектом А400М. Сегодня объем заказов составляет свыше 160 самолетов: Германия – 60, Франция – 50, Испания – 27, Великобритания – 25.

Впрочем, как утверждает гендиректор «Мотор-Сичи» Вячеслав Богуслаев, именно Ан-70 по сравнению с Ил-76 и несуществующим А400М (Airbus) остается флагманом в классе средних и тяжелых ВТС со следующими преимуществами:

• низкая стоимость;

• возможность сверхкороткого взлета и посадки с/на бетонные ВПП длиной 1550-1800 м и грунтовых площадок длиной 600-700 м;

• возможность транспортировать всю номенклатуру армейского вооружения и военной техники общей массой 47 т на дальность 3000-5100 км с крейсерской скоростью 700-750 км/ч;

• оснащение четырьмя двигателями Д-27, обеспечивающими 20-30% экономии авиатоплива; оснащение цифровым интегральным комплексом бортового оборудования, который позволяет эксплуатировать самолет на всех широтах, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в зонах высоких и низких температур, над безориентирной местностью.

Конкурировать с Ан-70 может разве что Boeing C-17 (Globemaster III), которому, кроме цены и расхода авиатоплива, удается превосходить почти все показатели украинского аналога.

Эксперты сходятся во мнении, что Ан-70 сознательно тормозиться Россией во имя продвижения собственного Ил-76. В связи с этим, если украинское правительство когда-то действительно захочет довести проект Ан-70 до конца, ему придется искать новых партнеров. Заинтересованность в серийном производстве украинского самолета, по словам экспертов ЦИАКР Валентина Бадрака и Андрея Фещенко, раньше проявляли и до сих пор демонстрируют много других стран мира. Но пока еще все на уровне разговоров без реализации на практике.

В 2003 г. правительство Индии рассматривало вариант присоединения в любой форме к проекту Ан-70, который идеально устраивает эту страну способностью садиться на необорудованных аэродромах длиной 600-900 м. Ради этого Дели даже были готовы продать часть находящихся на вооружении страны самолетов Ил-76. Впрочем, подавляющая политическая и экономическая ориентированность Индии на российскую военную технику остановили ее выбор в интересах проекта МТА на базе Ил-214.

Однако Богуслаев продолжает настаивать на желании Индии поучаствовать в проекте «Ан-70». «У нас стоит очередь иностранных государств на Ан-70, и первая в ней – Индия. Индия не покупает готовый продукт, а хочет участвовать в производстве самолета и освоить на своих площадях по 25% трудоемкости самолета и двигателя», - уверенно заявляет он.

В 2004 г. Ливия официально предложила Украине сотрудничество в серийном выпуске Ан-70, но оно возможно лишь после принятия самолета на вооружение ВВС Украины. Это связано, прежде всего, с выжидательной и замедленной политикой Триполи в принятии и осуществлении финансовых решений, как это было с затягиванием оплаты за контракт по снабжению Ан-74. Кроме того, пока еще не удалось определить цену участия этой страны в проекте Ан-70. Возможно, что государственный визит президента Виктора Ющенко в Ливию 7 апреля поможет интенсифицировать сотрудничество в этом направлении. Другие исламские страны – ОАЭ, Саудовская Аравия и Иран - в свое время тоже были заинтригованы проектом Ан-70.

В 2006 г. Венесуэла в лице своего президента Уго Чавеса выражала готовность помочь Украине наладить механизм непрерывного производства Ан-70. Интерес диктатора к самолетам марки «Ан» появился после того, как Испания под давление США отказалась поставить в Венесуэлу 12 транспортных самолетов С-295 компании СASA, оснащенных двигателями, радарами и оптическим оборудованием американского производства.

В 2007 г. делегация госконцерна «Авиация Украины» договорилась с руководством узбекского предприятия Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ) продолжить сотрудничество в секторе изготовления крыльев для Ан-70. Среди других стран СНГ, на роль украинского партнера претендуют также Казахстан, Грузия и Азербайджан, но потребности и финансовые возможности этих стран в самолете такого класса слишком лимитированы.

Таким образом, у Киева есть несколько вариантов дальнейшего развития Ан-70. Однако, ситуация складывается так, что и этот проект будет провален. Застряв в политических разборках, страна медленно на неуклонно теряет свой авиастроительный потенциал.

Владимир Тиравский

Джерело ugmk.info