24.04.08 
На прошлой неделе стало известно, что по настоянию российского Минтранса крупнейший владелец парка Ан-124 «Руслан» — авиакомпания «Волга-Днепр» присоединится к проекту сооружения мультимодального логистического грузового узла (хаба) в аэропорту им. Хосе Марти в Гаване.

ImageПомимо АК «Волга-Днепр», в проекте примут участие российский «Аэрофлот» и кубинская Cubana de Aviacion, которые до конца года разработают план строительства и попытаются выяснить, готовы ли отправители груза из Центральной и Южной Америки к сотрудничеству. В первую очередь планы россиян по внедрению на региональный рынок Америки должны насторожить администрацию международного аэропорта Майами, с которым будет конкурировать новый хаб на острове Свободы.

Поскольку Фонду госимущества Украины в ООО «Волга-Днепр» принадлежит около 15% и порядка 3% — АНТК им. Антонова и ОАО «Мотор Сич» (80% голосов в органах управления приходится на долю российских акционеров во главе с президентом компании Алексеем Исайкиным), карибская активность российских авиаторов сулит украинской стороне некоторые дивиденды. По данным АК «Волга-Днепр», примерно треть ее перевозок приходится на рынок США. Однако грузооборот между американским континентом и странами Европы и Азии может быть расширен за счет доставки из Южной Америки скоропортящихся продуктов, цветов и фармацевтики (в основном колумбийского, венесуэльского и бразильского происхождения). Едва ли не главным препятствием для успешной реализации проекта эксперты называют эмбарго на доставку товаров из США на Кубу. Но к 2010 г., когда новый хаб начнет принимать грузы, оно может быть устранено благодаря рыночным преобразованиям на острове Свободы.

Помимо перевозки негабаритных грузов самолетами «Руслан», одним из направлений в работе АК «Волга-Днепр» и ее «дочки» AirBridgeCargo (АВС) являются регулярные рейсы генеральных грузов лайнерами Boeing-747. Коммерческая деятельность по линии транспортировки обычных грузов для компании стала особенно актуальной, когда весной прошлого года владельцев крупнейшего в мире парка «Русланов» (10 лайнеров Ан-124) отлучили от контрактов ООН. АК попала в черный список международной организации после того, как российские чиновники из отдела закупок ООН сознались в получении взяток от подрядчиков на $1,3 млн. В скандале фигурировали страховая компания «Авикос» и «Волга-Днепр» (обе РФ). Как выяснилось, чиновники, обвиненные в подкупе ооновских бюрократов, консультировали авиаторов по 30 контрактам на гуманитарные перевозки миссиям ООН, треть из которых в итоге получила «Волга-Днепр». А поскольку в последние годы ооновские контракты составляли 10–20% дохода авиакомпании ($196 млн в 2004 г. и $270 млн в 2005 г.), коррупционный скандал определенно скажется на финансовой состоятельности владельцев «Русланов».

Очевидно, что неприятностями АК «Волга-Днепр» вполне смог бы воспользоваться украинский владелец «Русланов» — АК «Авиалинии Антонова». Но они связаны крепкими узами: единым маркетинговым партнером по перевозкам «Русланами» является созданное этими компаниями СП Ruslan International. А еще одна глобальная структура с тем же составом участников — Ruslan SALIS GmbH — обеспечивает стратегические перевозки в интересах НАТО.

Но в любом случае украинцам невыгодно портить отношения с АК «Волга-Днепр», от которой не в последнюю очередь зависят перспективы возобновления производства «Русланов». Ведь помимо долгосрочного контракта с корпорацией Boeing на покупку десяти новых грузовых лайнеров Boeing 747-8F на общую сумму $1,4 млрд, в декабре 2006 г. авиакомпания со своими партнерами из АНТК Антонова и ОАО «Мотор-Сич» создала ОАО «Грузовые летательные аппараты». Предприятие, в котором «Волга-Днепр» получила 59% акций, а «Мотор Сич» — 41%, должно заняться выпуском модернизированных «Русланов» и продлением ресурса уже существующих авиалайнеров. На это участники проекта потратят не менее $500 млн. Ресурс Ан-124, действующих на линиях, истекает в 2011–2015 гг. Таким образом, как минимум к 2010 г. владельцы «Русланов» должны начать модернизацию своих грузовых авиалайнеров, а лучше — возобновить серийное производство Ан-124 на мощностях ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске или АНТК им. Антонова в Киеве.

Поэтому стремление российской компании укрепиться на рынке Южной и Центральной Америки вполне логично. Ориентировочно стоимость хаба в Гаване оценивается в $25–30 млн. По данным российских СМИ, вкладывать деньги в строительство инфраструктуры будет «Аэрофлот», а «Волга-Днепр» примет участие в проекте своими самолетами. Несмотря на возможные осложнения с властями США из-за торгового эмбарго с Кубой, менеджеры АК «Волга-Днепр» видят развитие гаванского транзита весьма перспективным. В частности, гендиректор АВС Денис Ильин сообщил, что, прежде чем принять участие в развитии аэропорта в Гаване, компания консультировалась со своими постоянными заказчиками, и те были не против, чтобы их грузы шли через остров Свободы. В качестве положительного примера одновременного сотрудничества с США и Кубой г-н Ильин назвал деятельность авиакомпании Air Canada, которая активно работает в Соединенных Штатах и при этом осуществляет рейсы между Гаваной и Монреалем.
 

Ярослав Дмитренко