05.05.08 

arrow.gifАнтонов | Ан-124 | Ан-148

Самолетостроение - отрасль, которую украинцам в одиночестве не осилить. По крайней мере, покуда Украина не начнёт производить самолёты массово для большинства стран. Тогда и на новые разработки деньги появятся, и полный цикл производства самолётов будет осуществляться в нашей стране, что в свою очередь уменьшит риск срыва производства, и так далее.

На сегодня, в Украине есть действующие предприятия, которые пока ещё могут конкурировать на мировом рынке самолётостроения и инженеры не все уехали за границу. Вот только отрасль по-прежнему как падчерица для Украины. Нет смысла искать причины, по которым на самолётостроение из бюджета не перечисляются деньги в достаточном количестве. Панацеей принято считать сотрудничество с другими государствами. Хорошо это или плохо и с кем нужно иметь дело, а кого стоит обходить десятой дорогой судить не нам, но последнее время совместное производство у нас как-то не клеится.
 
Приоритетным направлением принято считать работу с российскими коллегами. Нас роднит общая производственная база и наработки, которые могут потеснить заграничных самолётостроителей. Ещё год назад свою нишу на рынке мог заполнить Ан-148, о конкурентности которого «пели», как российская, так и украинская стороны. Но у России и Украины взыграли амбиции. Договориться на какой территории будут производить самолёты так и не удалось. И это несмотря не то, что российская компания «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), была нацелена на самое тесное и активное сотрудничество с государственным концерном «Авиация Украины» вплоть до объединения в одну компанию.
 
По  будущему проекту «Ан-148» был подписан контракт между Киевским авиационным заводом «Авиант» и «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом» («ВАСО») на поставку агрегатов для Ан-148, собираемых на мощностях в Воронеже. Согласно условиям кооперации, украинское предприятие с 2008 по 2012 должно поставить на завод «ВАСО» комплекты для производства 4 машин Ан-148 в этом году, 12 – в 2009, 18 – в 2010, 26 – в 2011 и 36 – с 2012 года. По оценкам экспертов, доля украинских комплектующих составит до 45-50%. При стоимости самолета в 22 миллиона долларов украинские предприятия получили бы заказы примерно на 10 миллионов долларов на каждой машине.
 
Но украинцам и русским прежде, чем делить шкуру не убитого медведя, нужно было бы для начала завершить процедуру международной сертификации Ан-148, что в общем-то входило в задачу АНТК. Без одобрения сертификата самолета Европейским агентством авиационной безопасности (ЕАSA) нельзя начать серийное производство Ан-148 для мирового рынка. Первоначально, намеченные сроки сертификации были превышены более чем на год. Ранее планировалось, что выпуск Ан-148 начнётся аж в 2006 году. Затягивание с выходом в серийное производство Ан-148 привело к тому, что отечественные производители самолётов не получили выход на рынок средних региональных аппаратов.
 
Хотя русским это скорее сыграло на пользу. В России завершена разработка конкурента Ан-148 — самолета «Sukhoi Superjet 100» (SSJ). Раньше планировалось, что Ан-148 выйдет в серию на два года раньше SSJ. Теперь в такой ситуации русские вряд ли позволят Ан-148 потеснить их собственный проект на своем внутреннем рынке. Весь мировой рынок региональных самолетов на ближайшие 20 лет российская компания «Сухой» оценивает в 5700 единиц и вряд ли российские авиастроители захотят конкурента, пускай даже из совместного российско-украинского проекта.
 
После Ан-148 украинцы взялись за Ан-124-100 Руслан. И опять решили строить самолёты вместе с нашим северным соседом. Россия и Украина договорились возобновить в третьем квартале 2008 года производство крупнейшего в мире коммерческого транспортного самолета «Руслан». Правда, это уже вторая попытка. 22 августа, на авиационно-космическом салоне МАКС-2007, который проходил в подмосковном Жуковском, российская компания «Волга-Днепр», украинские предприятия «Мотор Сич» и авиационный научно-технический комплекс имени Антонова подписали соглашение о возобновлении серийного производства грузового самолета Ан-124 Руслан, приостановленного в 1995 году.
 
«Волга-Днепр» совместно с АНТК им. Антонова намерена была расширять парк модернизированных Ан-124-100М-150 и разместить заказ на производство первых 17-ти самолетов в рамках проекта. А предприятие «Мотор Сич» продолжит работы по совершенствованию двигателя четвертой серии для этого самолета. Кстати, тогда тоже сказали «гоп» перед прыжком и посчитали, что до 2030 года потребности в Ан-124 составят до 100 машин, которые будут запущены в серию сразу в нескольких вариантах: для энергетической отрасли, для космических целей, в пожарном варианте и в некоторых других.
 
Ан-124 - уникальный самолет, который ПОКА не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Это единственная машина, которая может поднять в воздух груз весом  до 150 тонн. Гигант-самолет Ан-124 Руслан был создан в КБ имени Антонова в 1982 году. Его модификации Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 года. При взлетном весе около 400 тонн Руслан может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более трех тысяч километров.
 
Не удивительно, что таким самолётом интересовались и в дальнем зарубежье. Авиационного гиганта пытались не только заполучить, но и участвовать в его строительстве. В конце прошлого года «Руслан» был-таки центром внимания. Сначала глава Военного комитета ЕС генерал Анри Бентежеа высоко оценил потенциал АНТК имени Антонова. В ходе своего визита на предприятие 12 октября генерал детально ознакомился с возможностями тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 Руслан, который, как отметил Бентежеа, хорошо известен и востребован в Европе. В период 2006-2007 гг. самолеты авиакомпании Авиалинии Антонова выполнили 723 коммерческих рейса в страны Европы, перевезли 33 тыс. 223 тонны разнообразных грузов.
 
Некоторые эксперты считали, что «Русланом» всерьёз заинтересовались на Западе. В СМИ даже появились слухи, что о своей готовности приобщиться к общему делу производства «Руслана» заявила австрийская компания Luftfahrttechnik - Projektentwicklungs GmbH. Но правительство Украины подтвердило, что это слухи и ещё неизвестно, что собой представляет эта компания.
 
Прошло полгода, в СМИ снова заговорили о «братском» сотрудничестве Украины и России. Премьер-министр РФ Виктор Зубков сообщил, что принято конкретное решение в третьем квартале текущего года возобновить производство совместного самолета Ан-124 Руслан, который имеет колоссальный спрос. Украинская сторона оставила без комментариев сие высказывание. Есть надежда, что украинцы осторожничают, помня сложившуюся ситуацию с Ан-148. Может у русских есть новые разработки суперсовременного самолёта, который аналогичен Руслану?! Лучший способ освободить рынок от украинского АН-124-100 Руслан это пообещать украинцам «золотые горы», а пока будут идти переговоры, и подписываться нужные документы пройдут годы, что на руку РФ.
 
Остаётся только уповать на мудрость украинских авиастроителей, для которых, впрочем,  российские обещания могут легко перевесить трезвый расчет.

Виктор Паладинов

Источник oligarh.net