08.04.09 
После полугода обещаний со стороны руководства Минтранссвязи начать масштабное строительство в международном аэропорту «Борисполь», в конце марта выяснилось, что на самом деле хвастаться министерству просто нечем. Все заявленные проекты «буксуют». Причем сроки строительства переносятся достаточно серьезно.

Борисполь 

После полугода обещаний со стороны руководства Минтранссвязи начать масштабное строительство в международном аэропорту «Борисполь», в конце марта выяснилось, что на самом деле хвастаться министерству просто нечем. Все заявленные проекты «буксуют». Причем сроки строительства переносятся достаточно серьезно.

Главный проект - строительство терминала «Д» на средства японского банка международного сотрудничества (JBIC) - просто не укладывается в сроки. Еще осенью СМИ обратили внимание на один из основных факторов, влияющих на реализацию проекта - его стоимость.

Как оказалось, с 2003 г. за пять лет споров вокруг проекта, стоимость возведения терминала выросла с $220 млн. до $350-370 млн., из которых $167 млн. были собственно средствами японского банка. Таким образом, вместо $50 млн. аэропорту придется искать уже втрое большую сумму. Руководство «Борисполя» этот факт особо не смущал - гендиректор аэропорта Борис Шахсуваров заявлял, что у предприятия хорошая кредитная история, поэтому дополнительное финансирование найдется.

Однако, как выяснилось чуть позже, даже данная сумма не окончательна. Эксперты утверждают, что генподрядчик (консорциум компаний во главе с турецкой «Догуш Иншаат») серьезно срывает сроки строительства. Еще при закладке «первого кирпича» в фундамент терминала в ноябре 2008 г. руководство компании обещало сократить сроки строительства с 29 месяцев до 26. То есть к концу 2010 г. в «Борисполе» должны были ввести в эксплуатацию новый комплекс. Фактически, за почти полгода работ турецкая сторона так и не приступила к рытью котлована.

Представители аэропорта объясняют это отсутствием лицензии у строителей и сложностью согласования строительной документации в органах госвласти. Объяснение, по крайней мере, странное. Во время церемоний подписания кредитного соглашения, закладки первого камня и других официальных мероприятий неоднократно подчеркивалось: выигравшая конкурс турецкая компания - суперпрофессиональная, поэтому проблем с реализацией проекта быть не должно. Как оказалось - возникли.

По словам Б.Шахсуварова, из-за бюрократических проблем турецкая компания вынуждена была сконцентрироваться на так называемых мобилизационных работах: расчистке участка под строительство терминала от зеленых насаждений, завозе стройматериалов и обустройстве территории под будущее строительство. Ранее предполагалось, что эти работы будут вестись параллельно с рытьем котлованов.

Теперь же, судя по оценкам экспертов, «Догуш Иншаат», как минимум, опаздывает на 1-3 месяца от сроков в 29 месяцев. Сегодня даже оптимисты называют сроки сдачи терминала - осень 2011 г., а то и начало 2012 г. Руководство аэропорта эти оценки опровергает. По словам Б.Шахсуварова с генподрядчиком подписаны дополнительные соглашения, согласно которым он обязался интенсифицировать процесс строительства и ввести терминал в срок (в I квартале 2011 г.).

Что касается самого проекта, то в принципе он остался практически без изменений. Размеры терминала - 122 на 643,8 м. Пропускная способность - 1,5-2 тыс. чел. в час. Пассажиропотоки разведут по классической схеме: на первом этаже - залы вылета, на втором - прилета. На уровне второго этажа построят также автомобильную эстакаду для удобства пассажиров. На третьем этаже сделают транзитную зону с залом ожидания.

Предполагается, что после ввода первой очереди к терминалу пристроят еще один комплекс, приблизительно с такой же пропускной способностью, что позволит обслуживать порядка 3-4 тыс. чел. в час. Вообще же разработчики утверждают, что единовременно в терминале смогут находиться до 14 тыс. человек - это сами пассажиры, провожающие и сотрудники аэропорта и авиакомпаний. Что касается «изюминок» объекта, то они представлены новой системой обслуживания пассажиров - 11 «эйр бриджей» позволят пассажирам сразу попасть на борт самолета. Сейчас в терминале «В» только два таких комплекса.

Так должно быть в идеале, но введение в эксплуатацию терминала предусматривает определенные этапы в реализации проекта. То есть при 70%-ой готовности терминала его можно сдать в эксплуатацию с ограничениями, запустить обслуживание в терминале нескольких десятков рейсов, а по ходу проводить доводочные работы. Таким образом, пассажиры будут наблюдать процесс строительства своими глазами, также как и испытывать неудобства от такого соседства.

В какой то мере нивелировать этот эффект должны были сразу несколько компенсационных проектов по строительству вспомогательных терминалов и расширению существующих мощностей. Кроме строительства терминала «Д» в аэропорту уже до конца 2009 г. планируют завершить строительство терминала для low-cost авиакомпаний. Он должен принять на себя основной поток чартерных рейсов и бюджетных перевозчиков, что снимет напряжение в аэропорту. Обойдется он как минимум в 200 млн. грн. Однако кроме возведения самого терминала потребуется еще и строительство перронов, рулежных дорожек и других вспомогательных сооружений, что также влетит в копеечку.

Предполагается, что его площадь составит 18 тыс. кв. м и он, по крайней мере, на треть разгрузит действующий терминал «В» от чартеров. Судя по представленным материалам, аэропорт с помощью нового терминала действительно сможет «перетерпеть» затянувшиеся сроки строительства терминала «Д». Но с реализацией и этого плана наблюдаются очевидные трудности.

Проект возведения данного терминала представили ровно год назад. Тогда руководство аэропорта обещало завершить все работы уже к сентябрю 2009 г. Такую скорость объясняли специальной технологией строительства комплекса из быстромонтируемых конструкций. Однако на практике оказалось, что перспективные технологии оказались бессильны перед чиновничьим произволом. Из-за бюрократических процедур этот объект теперь обещают завершить не ранее начала 2010 г.

Еще один компенсационный проект заключался в расширении существующего здания терминала «В» за счет пристройки нескольких тыс. кв. метров дополнительных галерей. Они должны были помочь справиться с летними наплывами пассажиров, когда нагрузка на существующие терминалы превышает максимально допустимые в два раза.

Но и тут проявились свои трудности. Перестройка галерей, начатая в 2005 г., в 2006-ом постепенно замерла, а потом и вообще заглохла. Подрядчик, якобы, не смог справиться с заданием. В 2008 г. его поменяли, но и это не смогло реанимировать проект расширения комплекса. В результате, все усилия руководства транспортного ведомства по расширению главного авиапорта Украины натолкнулись на обыкновенную чиновничью волокиту. И если не принять срочных мер, то проект под названием Евро-2012 может оказаться под угрозой срыва из-за банальной неготовности аэропортовой инфраструктуры.

Джерело Транспортный Бизнес   Автор: Анна Середенко