27.04.09 

Image Борисполь 

Аэропорт Борисполь стоит на пороге крупного финансового скандала. «Кровь» любого авиапорта – топливо – здесь разливают по астрономическим ценам.

По данным Международной ассоциации перевозчиков (IATA), в Европе нет ни одного аэропорта, где бы стоимость авиатоплива превышала 430 долларов за тонну. В столичном аэропорту эта цена почти в полтора раза выше – около 700 долларов за тонну. И, как говорится, ни шагу назад. При этом, не следует забывать, что ГП МА «Борисполь» – это не только главные воздушные ворота страны, но и также стратегический объект, имеющий значение для национальной безопасности страны. Кроме того, его доля в грузовых и пассажирских авиперевозках Украины около 80 %. Ныне Генеральным директором является Шахсуваров Борис Рафаилович.

Краткая справка: К моменту назначения на должность, Шахсуваров Борис Рафаилович был управляющим директором российского «Домодедово Эрпорт Хендлинг». Некоторое время работал в «Борисполе» и.о., постоянно летая из Москвы в Киев. Тогда же качнулся, было, скандал по поводу двойного гражданства Шахсуварова, СБУ взялась проверять информацию, но вскоре дело удалось замять.

Естественно, формально ГП МА «Борисполь» не продает авиатопливо и не оказывает услуги по заправке. Более 10 лет назад была запущена и успешно функционирует посредническая схема «СП». В середине 90-х годов прошлого века госпредприятие МА «Борисполь» и «Укртатнефть» создали СП: «КРЕменчуг + БОрисполь = КРЕБО», причем 78% уставного капитала изначально было отдано нидерландской компании Movida Intl Holdigs And Finance B.V., и по 11 % осталось у «Укртатнефти» и «Борисполя». Первый раз сложившееся положение дел получило огласку в 2007 году. Тогда прокатился ряд скандалов с внутренними и международными авиакомпаниями из-за неуправляемого и практически необоснованного повышения цент на топливо и услуги заправки. Авиаперевозчики сокращали рейсы и объемы услуг. В итоге - Антимонопольный комитет оштрафовал двух реализаторов авиатоплива за злоупотребление монопольным положением. А СП «Кребо» сменило директора. Им стал некто Петр Дмитриевич Столяр, который и по ныне совмещает эту должность со службой на благо кременчужан. Чуть позже в аэропорт возвращается господин Шахсуваров.

Краткая справка: Первым директором «Кребо», а по некоторым данным также и хозяином упомянутого выше нидерландского оффшора, был небезызвестный в топливно-бензиновых кругах Владимир Матицын, хорошо знакомый не только с господином Столяром, но также и с господином Шахсуваровым.

C возвращением экс-директора в «Борисполь» начались «нехитрые» и не вызывающее подозрений перезаключения целого ряда договоров. И уже к середине 2008 года «Кребо» со своим оставшимся отечественным учредителем «Укртатнефтью» при содействии администрации аэропорта стали полноправными хозяевами «Борисполя». Неоднократные попытки других производителей авиатоплива стать равноправными партнерами госпредприятия так не увенчались успехом, а с начала 2009 г. они вовсе вынуждены соблюдать навязанные в «Борисполе» правила игры или – уходить с рынка.

На сегодня в столичном аэропорту не только самое дорогое в Европе топливо (АТ «Укртатнефть» реализует авиационное топливо в ДП МА «Борисполь» по 5253,13 грн./тонну, хотя для общегосударственного рынка эта цена почти на 20 % ниже и составляет всего 4221,04 грн./ тонну. Кроме того, предприятие регулирует объемы прямых поставок в сторону уменьшения, позволяя своему «ребенку» ЗАТ СП «Кребо» реализовать свой продукт, но с заправкой воздушных суден, уже по цене почти в 7000 грн.), но и цена услуги по заправке на борт (480 грн. на каждой тонне топлива)!

spravka.jpg

По данным на 17 марта 2009 года

Похожая ситуация и с ценой за предоставление услуги по заправке воздушных суден – мы не только «впереди Европы всей», но и Австралии, США, России. В ДП МА «Борисполь» стоимость заправки составляет 480 грн. (по курсу НБУ – 52 USD). К примеру, в странах Европы самые низкие цены в Испании и Франции - 26 и 36 соответственно. В Чехии, Италии, Великобритании, Финляндии – колеблется от 45 до 48 USD.

Таким образом, «хозяйственная» деятельность вокруг ГП МА «Борисполь» привела к тому, что цены на билеты для пассажиров и на грузоперевозки в Украине росли и, похоже, будут расти в дальнейшем, если ситуация не изменится. Более того – авиалайнеры зарубежных и даже отечественных компаний заправляются в «Борисполе» в исключительных случаях. Как говорится, мировые авиаперевозчики облетают нашу страну десятой дорогой. Европейская бизнес ассоциация рассматривает такое положение дел как ненормальное и недопустимое, наносящее авторитету Украины значительный урон.

И не только авторитет страдает. Экономика также. Монопольная и авантюрная деятельность настоящих хозяев ГП МА «Борисполь» приводит к существенному сокращению поступлений в Украину иностранной валюты и ухудшению платежного баланса страны из-за существенного сокращения числа международных перевозчиков, пользующихся услугами аэропорта. Сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, это тем более недопустимо.

Успешно идут дела лишь у «Кребо» – объемы «накрученной» прибыли предприятия достигают почти 1,5 млрд гривен в год (учитывая, что годовой объем топлива, заливаемого в аэропорту, составляет примерно 400 тыс. тонн, а «сверхприбыль» заправщика 3700 грн. за тонну). При этом, опять же, государству достаются копейки, поскольку львиная доля прибылей (почти 80%) уходит в нидерландский оффшор. К тому же, «Кребо» и ГП МА «Борисполь», используя систему с многочисленными дочерними предприятиями, минимизируют доходы, и тем самым недоплачивают налоги в казну.

Кстати. Проблемы «Борисполя» могут коснуться не только тех, кто самолетами летает (Ведь цена билета на 70 % состоит из цены на авиатопливо.), а и тех, кто возле аэропорта просто живет. СП «Кребо» - главный арендатор оборудования и мощностей для заправки воздушных суден - экономит на восстановлении оборудования на топливном складе аэропорта. По имеющимся данным, капремонт или замена резервуаров, насосной станции и прочей техники не проводились со времен запуска объекта в 1970-х годах.

В данное время, по информации работников склада, там проводится «имитация ремонта». А техническое его состояние – просто катастрофическое. По нормативам, в «Борисполе» имеется стратегический запас авиатоплива на 10 дней. На складе находится 12 цистерн объемом в полторы-две тысячи тонн. Все это, если срочно не заняться серьезным ремонтом и обновлением оборудования в ближайшее время, грозит масштабной техногенной катастрофой, которая зацепит не только Борисполь, но и докатится до Киева…

А что Минтранс, в ведении которого находится аэропорт Борисполь? Ответ очевиден: больше бездействует, чем предпринимает шаги к наведению порядка. Работа предшественника Шахсуварова его не удовлетворяла (в 2007-м был уволен Александр Шишков, как не справившегося с задачей «навести порядок в Борисполе»). Выходит, порядки, заведенные при Шахсуварове, Министерство транспорта и связи устраивают полностью. Иначе, почему возмущенные письма «недопущенных» до рынка заправщиков и запросы народных депутатов вот уж год как натыкаются на стену отписок? Управленческая недоработка или свой интерес?

Как бы там ни было, а ситуация в «Борисполе» таки должна быть разрешена. Будем надеяться, что ГОСУДАРСТВУ, в лице Верховной Рады, Президента, Кабмина и фискальных органов таки удастся разрубить «гордиев узел» монополии и вернуть контроль над таким важным, нужным и по-настоящему прибыльным предприятием как международный аэропорт в Борисполе.

Краткая справка:

- дважды в этом году Верховная Рада проголосовала за постановление (более 300 голосов) о направлении депутатских запросов Президенту (первое - об отсутствии конкурентных условий на рынке авиауслуг в ГП МА Борисполь, второе – о нарушениях уголовного и антимонопольного законодательства со стороны ГП МА Борисполь), поданых, кстати, представителями разных фракций. (см.здесь и здесь)

- дважды Первый вице-премьер-министр Александр Турчинов давал поручение Иосифу Винскому навести порядок на предприятии, подконтрольном его Министерству.

- активное участие в расследовании обстоятельств, сложившихся вокруг аэропорта, принял профильный Комитет ВР по вопросам экономической политики. Именно по его инициативе уже больше года правоохранительные и фискальные органы ведут сбор оперативной информации и документируют нарушения законодательства Украины в хозяйственной деятельности вокруг Борисполя.

- вскоре АМКУ будет принимать решение. Будем надеяться, что в нашу с вами пользу! И что, возможно, изгнание «монополистов» из ГП АМ «Борисполь» станет самым громким делом этого ведомства не только в этом году, а возможно и за последнее десятилетие.

Джерело proua.com   Автор: Андрей Ольховский