29.04.09 

Вчера Антимонопольный комитет оштрафовал поставщиков авиатоплива в аэропорт «Борисполь» на беспрецедентную сумму - 265 млн. грн. Однако комитет этим не ограничился, возбудив дело в отношении Министерства транспорта и связи, которое подозревается в бездействии, повлекшем завышение стоимости топлива в главном аэропорту страны.

Антимонопольный комитет (АМКУ) по результатам расследования на рынке авиатоплива в международном аэропорту «Борисполь» решил оштрафовать ЗАО «СП «Кредо» на 125 млн. грн., АТ «Укртатнафта» - на 110 млн. грн., ООО «Лук
Авиа Ойл» - на 20 млн. грн., аэропорт - на 10 млн. грн. Таким образом, штраф в размере 265 млн. грн. стал беспрецедентным за всю историю деятельности АМКУ.

Примечательно, что бороться с монополизмом в «Борисполе» начал глава Минтранса Иосиф Винский. По его инициативе Кабмин поручил АМКУ исследовать ситуацию. В результате АМКУ установил, что в сентябре-декабре 2008 года компании завышали цены на авиатопливо. «В это время цены на авиатопливо на мировых рынках уменьшились на 45-50%. Но в «Борисполе» - лишь на 26%, что негативно сказалось на конкурентоспособности национальных и международных авиаперевозчиков»,- говорится в сообщении АМКУ. Пострадало от инициативы министра и само министерство - комитет возбудил в отношении него дело по признакам бездействия относительно нарушений на рынке реализации авиатоплива в «Борисполе».

Авиаперевозчики решение одобряют. «Мы являемся одним из клиентов «Лук Авиа Ойл» и считаем цены поставок топлива необоснованно завышенными по сравнению со стоимостью заправки в европейских аэропортах»,- говорит пресс-секретарь «Международных авиалиний Украины» Евгения Сацкая. По данным IATA, в 2008 году стоимость авиатоплива в «Борисполе» была на 50% выше, чем во Франкфурте, Париже и Амстердаме, и на 18% выше, чем в аэропортах Москвы.

Нефтетрейдеры объясняют, что стоимость топлива формируется в зависимости от котировок нефти на мировых биржах. «Разница в ценах реализации авиатоплива на мировых рынках и в Украине связана с цикличностью нефтепереработки,- говорят в «Кредо».- Если закупается дорогая нефть, топливо из нее реализуется длительное время, хотя в мире цены могут упасть. Кроме того, во второй половине 2008 года девальвировала гривна, что также сказалось на цене авиатоплива». «В данном деле главной задачей АМКУ было оштрафовать участников рынка на максимально большую сумму, чтобы таким образом доказать хорошую работу главы комитета»,- считает председатель правления «Укртатнафты» Павел Овчаренко. По его словам, компания намерена отстаивать свои интересы в суде.

Джерело КоммерсантЪ-Украина   Автор: Александр Черновалов