08.05.09 
Его имя знают миллионы людей на всей планете. Самолеты, рожденные в его КБ, принесли Украине всемирную славу. Многие установленные на них рекорды до сих пор остаются непревзойденными. Все это известные факты. Но далеко не все знают о “секретных проектах” авиаконструктора Антонова. И это понятно, ведь работа над ними велась в особых условиях — в начале Великой Отечественной войны...

Летающий танк для Красной Армии

ВАМ приходилось когда-нибудь слышать о “летающем танке”? Так в годы войны да и сейчас называют некоторые самолеты-штурмовики. Однако в истории Красной Армии был и другой — совершенно реальный летающий танк. История его создания и составила одну из “тайных страниц” биографии выдающегося конструктора.

Задание на летательный аппарат, аналогов которому не знала история, Олег Константинович, которого поддержал генерал Афонин, получил в конце 1941 года. Машину создавали, что называется, на одном дыхании. Проект “КТ” (“Крылья танка”) был готов через две недели. А к лету 1942-го на планерном заводе в Тюмени уже готовился к полету первый “материализованный” образец новинки. Это был легкий танк Т-60, превращенный Антоновым в необычный, буксируемый планер разового применения. В качестве фюзеляжа использовался сам корпус танка. Его ходовая часть была взлетно-посадочным устройством. Осенью состоялись испытания “КТ”. Этот полет стал одним из самых памятных эпизодов для заслуженного летчика-испытателя СССР Сергея Анохина. Вот что рассказывал об этом сам Сергей Николаевич.

“...Во время Великой Отечественной я был призван в армию и направлен в часть, где служили многие знакомые мне известные планеристы-рекордсмены... Они испытывали десантные планеры и другую технику для воздушно-десантных войск. Этим же делом предстояло заняться и мне. И вот однажды на краю аэродрома появился тщательно зачехленный предмет. Судя по формам, скрытым брезентом, машина была необычная. И все же когда брезент сняли, мы все ахнули: под ним стоял... танк”.

Закончив операцию, машина своим ходом шла к партизанам

ИДЕЯ применения танка в качестве планера была весьма заманчивой. Пользуясь ночной темнотой, самолет мог отбуксировать танк-планер к тыловому аэродрому противника, где-нибудь в районе действия партизан. Неподалеку от аэродрома танкист-планерист отдаст буксировочный трос, и самолет пойдет на базу, а летающий танк спланирует на аэродром. Сбросив крылья и хвостовое оперение, такая машина способна запросто передавить сотню самолетов. А если к этому добавить пушечно-пулеметную мощь танка, станет понятна вся его разрушительная сила. И финал. Закончив операцию на аэродроме, машина своим ходом отправится к партизанам. Им танк, конечно, очень пригодится...

Так размышляли создатели этой удивительной машины. Анохину предстояло ее пилотировать.

“Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика, — вспоминал он позже эти фантастические мгновения. — Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево — машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту... Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения. Все нормально. Настолько нормально, что я уже думаю о следующем полете! И вдруг: очень греются моторы, буксировать дальше не могу, сообщает с головной машины Паша Еремеев.

Аэродром, к счастью, недалеко. Отцепляю по команде трос, иду на посадку. Стальная “черепаха” отлично планирует на поле. Земля все ближе и ближе... Но замечаю, что на аэродроме происходит нечто необычное. Никто не бежит мне навстречу. Никто не собирается меня приветствовать. Напротив, все бросаются к укрытиям... Танк касается гусеницами земли. Короткая пробежка. И тут я понимаю, в чем дело. “Летающую черепаху” приняли за фашистский самолет неизвестной конструкции...”

Так несколько курьезно завершился первый полет настоящего летающего танка. Он был удачным, но, к сожалению, последним. В то время мы не имели достаточно мощного самолета, способного буксировать “стальную крепость”. Свои знаменитые супермашины Олег Константинович Антонов создаст гораздо позже...

Потомственный дворянин и Человек

ТАКОЙ ЖЕ удивительной, как и его самолеты, была жизнь Олега Константиновича. Он родился в 1906 году в селе Троицы Московской губернии. Его прадед, Дмитрий Антонов, был декабристом, человеком, очень близким к Рылееву и поэту Волкову. С передовыми художниками своего времени был связан и дед — Константин Антонов. Сам же Олег Константинович, словно впитав в себя все лучшее от своих предков, был не только потомственным дворянином, выдающимся конструктором, неординарным руководителем, но и всесторонне образованным человеком, писателем, художником, спортсменом, дружил со знаменитым Максимилианом Волошиным, который, как и он, очень любил Крым и Коктебель.

В начале Великой Отечественной Антонов разработал ряд десантных планеров. А в 1947 году появился его первенец и всенародный любимец одномоторный биплан Ан-2. Какие только прозвища ему не придумывали: “Аннушка”, “Воздушный хлебороб”, “Крылатый санитар”, и все они были правильными. В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. А в 1964 году на взлетном поле появился воздушный гигант “Антей”. На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. На выставке в Париже под бурные овации знатоков авиации в его фюзеляже прошла пресс-конференция с показом фильма о самолете. Более поздние образцы самолетов, созданных Антоновым, — транспортник “Руслан” (Ан-124) и уникальный грузовик для космических систем — “Мрия” (Ан-225) остаются непревзойденными и доныне...

Джерело rg.kiev.ua