08.05.09 

С приходом бюджетных перевозчиков украинская авиационная отрасль начинает работать по законам рынка. Благодаря увеличению конкуренции национальные авиакомпании вынуждены уменьшать свои тарифы.

В то же время 11 мая первая в Украине бюджетная авиакомпания Wizz Air осуществит свой последний полет по маршруту Киев-Львов. Это уже ее второй отмененный маршрут в пределах Украины. Причина такого сокращения - не только недостаточные пассажиропотоки, но и плохое состояние отечественных аэропортов и высокие сборы.

Прорыв в Украину

Почти год назад украинские пассажиры начали привыкать к модели путешествий, которая уже стала популярной во всем мире. Во многих странах люди давно убедились, что самым быстрым видом транспорта - самолетами - тоже можно путешествовать дешево, причем это никак не отражается на комфорте и безопасности полета.

У украинцев такая возможность появилась с июля 2008 года. Тогда на украинский рынок вышла венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air, создав свою дочернюю компанию "Визз Эйр Украина". Пассажирам предлагалось сообщение из Киева во Львов или Симферополь по цене от 79 грн. Многие молодые людей, которые часто путешествуют, сразу же воспользовались такой возможностью. "Когда "Визз Ейр" начали летать по Украине, я преимущественно летал из Львова к Киеву и из Киева во Львов, - говорит львовянин Юрий Ковальчук, который летает бюджетными авиакомпаниями с 2005 года. - Даже невзирая на то, что часы отлета и прилета были не очень выгодны. Но это было более дешево, чем ехать поездом".

В настоящий момент компания предлагает полеты по 8 маршрутам, перевезла за 10 месяцев работы в Украине около 276 тысяч пассажиров и вышла на третье место по объему перевозок в аэропорту Борисполь. После нее украинский рынок начали осваивать и другие бюджетные авиаперевозчики. Осенью 2008 года открыла полеты между Украиной и ОАЕ арабская авиакомпания Air Arabia, а в мае этого года начинает работу немецкий перевозчик Germanwings, который будет возить пассажиров по маршруту Кельн-Киев-Кельн.

Бюджетный переворот

Бюджетные авиакомпании (их еще называют
лоу-кост авиакомпании или авиакомпании-дискаунтеры) значительно подняли популярность авиапутешествий среди обычных пассажиров буквально за десять лет, став очень мощными игроками на авиационном рынке.

Первая бюджетная авиакомпания Southwest Airlines была основана в США в 1967 году, однако через из-за жестких авиационных правил начала работу лишь в 1971 году. Впоследствии подобные авиакомпании начали появляться и в других странах. На сегодня в США они перевозят 40-45% всего пассажиропотока, в Европе - около 35%. Услугами наибольших европейских лоу-кост авиакомпаний - ирландской Ryanar и британской EasyJet - ежегодно пользуется 40-50 млн. пассажиров.

Такого успеха им удалось достичь благодаря либерализации правил воздушных перевозок и эффективной модели ведения бизнеса.

До конца 1980-х годов авиационная отрасль, где доминировали преимущественно национальные авиаперевозчики, жестко регулировалась правительствами стран, которые определяли уровень тарифов и количество рейсов. Однако с 1987 года страны Европы начинают строить Общее авиационное пространство, известное как программа "Открытое небо", постепенно убирая барьеры для полетов над своей территорией. В настоящий момент любая авиакомпания из страны, которая является участником программы "Открытое небо", может осуществлять неограниченное количество рейсов по любым маршрутам на территории других стран-участниц.

Это привело к жесткой конкуренции между бюджетными и традиционными компаниями за клиентов. А пассажиры, в свою очередь, получили возможность путешествовать самолетами по приемлемым ценам.

Бюджетные авиакомпании к минимуму сводят все свои расходы, кроме расходов на безопасность полетов, потому им удается существенно снизить и цены на билеты. Билетов, как таких, в реальности не существует, пассажир через Интернет заказывает билет, вносит деньги и получает код, который потом называет, подавая свои документы во время посадки.

Лоу-костеры закупают новейшие самолеты вместимостью от 120 пассажиров, причем лишь одной модели. Благодаря этому они значительно уменьшают расходы на учебу персонала и техническое обслуживание авиапарка.

Время стоянки самолетов "бюджетников" в аэропортах максимально сокращено, в частности, к следующему рейсу машины "Визз Ейр Украина" готовы уже за 30-40 минут. Пассажиры садятся на борт через два трапа, параллельно самолет заправляется топливом. Быстрой посадке способствует и то, что пассажиры не имеют фиксированных мест, а выбирают любые свободные места в салоне.

Купить билеты по минимальной цене можно лишь предварительно. С уменьшением количества свободных мест на определенный рейс растет и их цена. В день вылета она может быть большей даже цены обычных перевозчиков. Все дополнительные услуги, которые у традиционных перевозчиков включаются в цену билета, платятся отдельно (к примеру, еда на борту).

Однако есть в работе
лоу-костов и минусы. Пассажир не может вернуть деньги за купленный билет, если решит не лететь. Бесплатно можно провезти лишь ручной багаж весом до 10 кг. Бюджетные авиакомпании летают в более отдаленные аэропорты, где обслуживание более дешево, которые могут быть расположены даже за 60-100 км от пункта назначения. Еще одним нежелательным моментом в работе лоу-костов, который наблюдается в Украине, новом для них рынке, есть изменение графика рейсов. "Качество точно оправдывает цену, - говорит о работе "Визз Ейр Украина" Юрий Ковальчук. - Единственный негатив - частое изменение и отмена рейсов. Сколько раз я летал, в 10% переносились рейсы. В Европе такого нет - там график четок".

Эксперты объясняют такие действия поиском оптимальных маршрутов, потому что бюджетные авиакомпании работают лишь на рейсах с интенсивным пассажиропотоком. "Авиакомпания просто ищет эффективные способы использования своего парка самолетов, - отмечает Александр Кава, директор Центра экономического и политического анализа. - Она направляет самолет туда, где может больше заработать".

Размывание монополии

К приходу бюджетных перевозчиков авиационный рынок Украины, на котором работает 38 отечественных авиакомпаний, в сущности контролировали две ведущих компании - "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Они вместе с "Донбасаэро", которая в настоящий момент принадлежит "Аэросвиту", и "Днепроавиа" выполняли около 80% всех перевозок.

Монополизировав украинский авиарынок, ведущие игроки длительное время искусственно ограничивали конкуренцию. Как пример таких действий Александр Кава приводит линию Киев-Москва, на которой около 10 лет были лишь 52 рейса в неделю. Половину из них обслуживали четыре российских компании, а другую половину, которая предоставлялась украинским перевозчикам, монополизировал "Аэросвит". "Аэросвит" несколько лет блокировал увеличение частот между Киевом и Москвой, - отмечает эксперт, - невзирая на то, что на эту линию хотели выйти другие перевозчики. Количество рейсов были увеличены с 52 до 70 лишь прошлой осенью".

Благодаря таким действиям ведущие украинские авиакомпании имели возможность устанавливать очень высокие тарифы на свои услуги. "У нас за 1,5-2-часовые рейсы пытаются взять по 500-600 долларов и называют это супервыгодным предложением, - возмущается Александр Мироненко, шеф-редактор портала
avianews.com. - За такие деньги из Европы через Атлантику сзлетать можно".

Приход бюджетных авиакомпаний заставил национальных перевозчиков пересмотреть свои тарифы на тех направлениях, где появилась конкуренция. Цены упали более чем вдвое - если раньше из Киева в Лондон МАУ предлагали билеты за 600 долларов, то теперь их можно купить и за 250-300 долларов.

Традиционные отечественные авиакомпании взяли на вооружение и другие методы работы бюджетных коллег. "В условиях усиления конкуренции и выхода на рынок бюджетных перевозчиков компания уменьшает нижнюю планку цены, - отмечает пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. - Также компания планирует на 20% сократить свои расходы за счет оптимизации полетов и более эффективного использования самолетов и авиационного топлива".

Кроме того, они вынуждены привлекать пассажиров и с помощью других инструментов. "Цена - наиболее яркий инструмент влияния на пассажиров, но не единственный, - говорит Алексей Раскалей, руководитель отдела маркетинга компании "Аэросвит". - У нас есть программа для пассажиров, которые часто летают. У нас есть возможность продавать билеты в те пункты, в которые мы не летаем. Это транзитные перевозки в сотрудничестве с другими компаниями. Лоу-косты этого не предлагают".

Наращивание крыльев

С приходом бюджетных перевозчиков украинская авиационная отрасль постепенно начинает работать по законам рынка. На это есть и политическая воля транспортных властей Украины. И министр транспорта Иосиф Винский, и его заместитель, председатель Госавиаадминистрации Александр Давыдов, неоднократно отмечали, что бюджетные авиакомпании - это будущее авиационной отрасли. Но на пути к этому стоят еще много препятствий.

Основная из них - плохое состояние аэропортов и инфраструктуры. Пока конкретные шаги в направлении улучшения ситуации сделаны лишь в Борисполе, где начали строить терминал для пассажиров бюджетных авиакомпаний. Его планируют завершить в конце 2009-го - в начале 2010 года.

По всему свету аэропорты предоставляют бюджетным авиакомпаниям существенные скидки, а те, в свою очередь, в разы увеличивают пассажиропоток через эти аэропорты, принося прибыль всему региону. В частности, за несколько лет аэропорт в польском местечке Катовице, активно сотрудничая с
Wizz Air, стал обслуживать свыше 2,5 млн. пассажиров на год.

В Украине же руководство аэропортов пока не настроено сотрудничать с бюджетными авиакомпаниями. Это стало одной из основных причин того, что "Визз Ейр Украина" упразднил полеты между Киевом и Одессой и Киевом и Львовом. "Что касается Одессы, то полоса не отвечает нашим требованиям (менять колесо каждые три дня для нас очень дорого) и аэропорт вовсе не готов принять коммерческий подход, - отмечает Наталия Казмер, член совета директоров "Визз Эйр Украина". - Говоря об отмене отдельных рейсов из Львова, пересмотреть наши планы заставили высокие аэропортовые сборы и недостаточное подтверждение того, что этот аэропорт хочет способствовать нашему потенциальному росту".

Из региональных рейсов компания оставила лишь маршруты Киев-Симферополь и Львов-Симферополь, сфокусировавшись на рейсах за границу.

Пока украинцы не привыкли путешествовать самолетами и не верят, что это дешево будет стоить. Многие об этом даже не знают. "В прошлом году билет "Визз Эйр Украина" из Львова в Крым стоил дешевле, чем на поезд, - вспоминает Юрий Ковальчук. - И народ даже не заполнял самолет при том, что поезда были переполнены и билетов на них не было".

Такое состояние дел объясняется тем, что национальные авиаперевозчики, значительно завышая цены на билеты, позиционировали путешествие самолетами как вещь, созданную для зажиточных. "Люди просто боятся авиапутешествий, - говорит Александр Мироненко - У нас это дорого, некачествено и на старых самолетах".

В будущем, по мнению экспертов, бюджетные авиакомпании в Украине будут конкурировать с традиционными перевозчиками преимущественно на маршрутах за границу. А прямыми конкурентами железных дорог и автотранспорта в пределах Украины они могут стать лишь на направлениях Киев-Симферополь, Киев-Львов, Киев-Донецк и Киев-Днепропетровск, где есть постоянные интенсивные пассажиропотоки. Однако пока на восток Украины "бюджетники" пробиться не могут - там держат монополию и соответственно высокие цены "Донбасаэро" на рейсах в Донецк и "Днепроавиа" - в Днепропетровск.

Дешевые авиаперевозчики смогут конкурировать с железными дорогами на направлениях Киев-Симферополь, Киев-Львов, Киев-Донецк и Киев-Днепропетровск

Поставить рынок в конкурентные условия может лишь просоединение Украины к программе "Открытое небо", которое постоянно
откладывается. В госорганах уже даже не называют конкретную дату. "Пока трудно точно спрогнозировать, когда состоится присоединение Украины к Общему авиационному пространству, - сообщили в Министерстве транспорта и связи, - но работа в этом направлении ведется постоянно. Ориентировочно поэтапное присоединение планируется до 2011 года".

Открытие неба будет способствовать приходу в Украину многих иностранных авиакомпаний, и некоторые украинские игроки рынка могут просто не выдержать конкуренции. Поэтому они меньше всего заинтересованы в этом . "Это не выгодно наибольшим украинским авиакомпаниям - "Аэросвиту" и МАУ - и они прилагают все усилия для того, чтобы перенести вступление в "Открытое небо" на как можно более поздний срок", - отмечает Александр Кава.

Однако уже полностью готовы к мировым правилам игры украинские пассажиры, которые получили опыт полетов бюджетными авиалиниями и в Украине, и в других странах. "Уже привык летать, потому психологически тяжело, - комментирует Юрий Ковальчук новость об отмене бюджетных авиарейсов из Киева во Львов. - Раньше я за 40 минут долетал, а теперь придется 10 часов сидеть в поезде".

Источник Новинар   Автор: Валентина Червоножка