07.09.06 
6 сент€бр€ 1976 года уникальный советский истребитель приземлилс€ в японии. Ќовые подробности этой громкой истории эпохи Ђхолоднойї войны наша газета узнала от жител€ «апорожь€, бывшего летчика-истребител€ ¬ладимира —оболевского.

— момента по€влени€ самолета на воздушном параде в 1967 году в ƒомодедово чудо советской авиатехники обросло неверо€тным количеством слухов и легенд. Ќо и на деле истребитель выгл€дел неслабо: летал на скорост€х, троекратно превышающих скорость звука, установил двадцать п€ть рекордов, в том числе три абсолютных.  роме кодового имени Foxbat (ЂЋетуча€ лисицаї) он получил в Ќј“ќ прозвище Ђнесбиваемыйї, поскольку высота, на которую поднималс€, была недос€гаемой дл€ подавл€ющего большинства средств ѕ¬ќ. » вот 30 лет назад, 6 сент€бр€ 1976 года, Ђћигї неожиданно приземлилс€ в €понском гражданском аэропорту ’акодате на острове ’оккайдо. »з его кабины выскочил пилот и выстрелил несколько раз в воздух: - Ќе подходить! “ребую, чтобы о моей посадке сообщили командованию ¬¬— —Ўј. ƒело буду иметь только с американцами!

Ђ—начала все думали, что он просто разбилс€ї

¬ тот день старший лейтенант ¬иктор Ѕеленко, летчик 513-го истребительного полка авиации ѕ¬ќ, базировавшегос€ на аэродроме в „угуевке ѕриморского кра€, как обычно, производил полеты. ¬ 12.30 он подн€лс€ в воздух на машине с бортовым номером 31, чтобы отрабатывать в зоне пилотирование. »Е пропал с экрана радара наземной радиолокационной службы. - —начала все думали, что он просто разбилс€, - вспоминает летчик-истребитель первого класса, майор в запасе ¬ладимир —оболевский, который тоже служил в „угуевке. Ц ”шел гад, что называетс€, красиво. Ѕеленко знал местную систему ѕ¬ќ, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным. –езко снизившись, он пошел на высоте около 500 метров, чтобы наши радиолокационные системы его не засекли. Ќо при таком полете сжигаетс€ очень много топлива, и, выйд€ из зоны –Ћ—, самолет снова набрал высоту. Ќормально долететь Ѕеленко удалось только потому, что машина была заправлена на 100 процентов. ¬ообще-то при полетах в зону положена 80-процентна€ заправка бака, но он лично уговорил техника долить керосина. √отовилс€Е ѕосле этого случа€ нас заправл€ли строго по плановой таблице.  огда ћи√-25 обнаружили приграничные €понские –Ћ—, на перехват подн€ли два истребител€ Ђ‘антомї. ¬оспользовавшись сильной облачностью и форсажем, Ѕеленко оторвалс€ от них, но из-за той же погоды и ограниченного запаса горючего был вынужден сесть на первом попавшемс€ аэродроме, которым оказалс€ ’акодате. ѕриземлившись, ћи√-25 проскочил всю полосу и еще проехал четверть километра по грунту. ќб инциденте тут же узнал весь мир. ———– начал требовать у японии немедленной выдачи летчика и самолета. Ќа что €понцы, на которых в свою очередь давили —Ўј, сразу придумали Ђжелезнуюї отговорку: пилот нелегально пересек государственную границу, его поступок считаетс€ уголовным, а не дипломатическим, а самолет рассматриваетс€ как вещественное доказательство.

Ћучший в мире

Ђ¬ещественное доказательствої вместе с €понцами изучали одиннадцать американских экспертов, предусмотрительно перевез€ ћи√-25 на военный аэродром. »стребитель исследовали вдоль и поперек. ¬ итоге его признали самым совершенным истребителем-перехватчиком в мире!  онечно, после подобных Ђсмотринї о возврате самолета своим ходом по воздуху не могло быть и речи. ¬ итоге, когда спуст€ два мес€ца €понцы созрели отдать ћиг-25 (Ѕеленко к этому времени уже улетел в јмерику, где получил политическое убежище), ———– потребовал компенсацию за порчу летательного аппарата. Ќа ту самую авиабазу советских экспертов не допустили, а сумму ущерба, согласно договоренности, нужно было устанавливать за один световой день в присутствии €понских специалистов. »стребитель привезли на советский теплоход в разобранном виде, заколоченным по част€м в дерев€нные €щики, €вно в расчете на то, что с ними придетс€ повозитьс€. ќднако команда крепких реб€т с помощью ломов быстро разобралась с упаковкой, и —тране ¬осход€щего —олнца выставили счет в 7, 7 миллиона рублей (по тогдашнему курсу 11 миллионов долларов). японцы тоже в долгу не остались и потребовали сорок тыс€ч долларов за транспортировку ћи√а. ѕотер€ одного истребител€ была ничем по сравнению с вынужденной заменой систем опознани€ Ђсвой-чужойї на всех советских самолетах, которую пришлось произвести из-за того, что эти электронные блоки попали в чужие руки. Ѕыли истрачены миллиарды рублей. ¬ то же врем€ с ћи√-25 сн€ли режим секретности, и ———– хорошо заработал на экспорте истребителей в недружественные —Ўј страны.

∆ив ли угонщик

- ¬ 1978 году из јмерики пришло сообщение, что Ѕеленко попал в автокатастрофу и погиб.  стати, его сослуживцев быстренько перевели на другие базы. ќ предателе никто даже не вспоминал: умер и поделом ему, - продолжает ¬ладимир —оболевский. Ц ћы только изредка подшучивали над замначальника политотдела по комсомольской работе. ≈го тоже звали ¬иктор и к тому же поселили в двухкомнатной квартире Ѕеленко. ћежду тем до сих пор периодически всплывают свидетельства очевидцев, будто бы видевших угонщика живым и здоровым. √овор€т еще, что Ѕеленко получил звание полковника американских ¬¬— и какое-то врем€ преподавал в военной академии на западном побережье страны. Ѕудто бы женилс€ на американке, котора€ родила ему троих детей, а после развода оставил ей дом. —ейчас он €кобы живет в  алифорнии, занима€сь торговым бизнесом, в том числе и со странами бывшего ———–, но все переговоры с бывшими соотечественниками проводит под вымышленными именами.

¬ќѕ–ќ— –≈Ѕ–ќћ

 ак такое могло произойти?

—уществует несколько версий, почему член  ѕ—— 29-летний ¬иктор Ѕеленко пошел на предательство

¬ерси€ официальна€

—тарший лейтенант заблудилс€ и был вынужден сесть в японии. Ќо она рассыпалась, как только пилот отказалс€ встречатьс€ с представител€ми родной страны.

—огласно второй версии, которую Ѕеленко изложил в своей книге Ђѕилот ћи√аї, он улетел в јмерику Ђза свободойї, а самолет угнал в знак протеста против огромного количества авиакатастроф в советских ¬¬—. Ќо в эту легенду и теперь не верит ни один военный летчик, знающий жизнь пилота, как говоритс€, изнутри.

¬ерси€ шпионска€

Ѕеленко завербовало ÷–” еще на курсантской скамье јрмавирского училища летчиков. — 1972 года он начал донимать кадровые органы рапортами с просьбой о переводе на передовую военную авиатехнику. ѕричем называл конкретный тип самолета: ћи√-25, а место дислокации полка - –остов-на-ƒону. ”же после перелета в японию стало пон€тно, что от этого аэродрома недалеко до границы и можно сравнительно легко уйти в “урцию или дружественный тогда —Ўј »ран. ¬ конце концов приказ о переводе был подготовлен. ѕравда, отправили Ѕеленко в „угуевку, куда он с удовольствием поехал. ѕосле предательства лейтенанта его квартиру перевернули вверх дном. ќказалось, что он забрал с собой абсолютно все документы. ¬ одной из книг нашли черновик инженерно-штурманского расчета перелета на военный аэродром, расположенный на острове ’оккайдо, а вовсе не ’акодате. — женой Ѕеленко, как оказалось, был на грани развода, а с матерью не виделс€ тринадцать лет. —уд€ по всему, не вмешайс€ погода в планы перебежчика, он бы четко попал в назначенный западными спецслужбами пункт прибыти€, где за самолетом без шума и пыли закрыли бы створки ангара. ј истребитель в ———– еще бы очень долго (или всегда) считали погибшим.


»рина ќћ≈Ћ№„ј  (Ђ ѕї - «апорожьеї)
http://kiev.kp.ru/2006/09/07/doc135334/