19.06.09 

ImageПроизводители и эксплуатанты легкой и сверхлегкой авиации Украины (летальные аппараты летным весом до 450 кг - ИФ) настаивают на необходимости внесения уточнений в принятый парламентом в мае и ветированный президентом в июне закон «О внесении изменений в Закон «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности (в сфере самолетостроения)».

«Мы за закон, но предлагаем уточнить этот закон, чтобы он касался только традиционного самолетостроения, авиатехники коммерческого назначения», - сказал директор ОКБ АОН Александр Дашивец.

Он выразил недоумение, почему актуальный для традиционной авиации закон (авторы закона - народные депутаты: 
глава правления ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев и член фракции Партии регионов Ярослав Сухый) распространяется и на предназначенные для индивидуального пользования легкие летальные аппараты. «Тем более, что производство, ремонт и торговля такой техникой нигде в мире лицензированию не подлежат», - отметил он.

Как подчеркнул А.Дашивец, легкая авиация в Украине сегодня на подъеме, производящаяся в стране легкая авиатехника признана и востребована на мировом рынке. По его данным, украинская продукция имеет сертификаты летной годности авиаадминистраций Германии, Франции, Великобритании, США, экспортируется в 50 стран, ее доля на мировом рынке в своем сегменте занимает 25%. При этом представители этого негосударственного сектора экономики убеждены, что введение закона в действие поставит под угрозу существование конкурентоспособной на мировом рынке отрасли.

«Нам предлагают получать лицензию. В большой авиации, где вопросы качества и контроля всегда подлежат более жесткой регламентации - в любой стране - это логично. Но для нас - это лишние накладные расходы, которые выбьют нас с рынка», - сказал заместитель директора ООО «Аэрос» Сергей Сергеев.

Введение закона в действие, прогнозирует он, на несколько месяцев парализует экспорт. «У нас нет такого количества оборотных средств, которые позволят нам взять такую паузу», - сказал он, уточнив, что под угрозой безработицы могут оказаться почти 2 тыс. высококвалифицированных авиационных специалистов.

Кроме того, отметил С.Сергеев, урон будет нанесен отечественному авиационному и авиамодельному спорту, в которых Украина уже имеет серьезные достижения: чемпионами мира стали Валентина Топорова (планерный спорт), Олег Бондарчук (дельтапланерный спорт), призерами чемпионатов мира и Европы - Юрий Яковлев и Игорь Пугач (сверхлегкие самолеты).

С.Сергеев заявил, что замечания к законопроекту были подготовлены представителями легкой авиации еще на этапе его рассмотрения в ВР. «Мы не успели донести (до парламентариев) свои поправки», - сказал он, подтвердив, что «легкая авиация» инициировала применение права вето президента к закону.

В настоящее время легкую и сверхлегкую авиатехнику - легкие и сверхлегкие самолеты, вертолеты, планеры, мотодельтапланы, дельтапланы и парапланы в Украине производят более 20 частных предприятий.

ОАО «Мотор-Сич» (Запорожье), крупнейший в СНГ авиадвигателестроитель, в апреле 2008 года инициировало введение в Украине на законодательном уровне обязательного лицензировании отдельных видов хоздеятельности в области авиадвигателестроения.

Нормы закона предусматривают, в том числе, введение законодательного барьера - обязательного получения лицензии для хозсубъектов, не имеющих «авиационной истории» и желающих заниматься производством, реализацией и ремонтом авиадвигателей, деталей и комплектующих к ним, авиационного оборудования и другой авиационной техники.

Данные требования не распространяется на предприятия, уже имеющие полученные в соответствии с законами Украины сертификаты на производство и ремонт авиадвигателей.

Первоначально закон был принят осенью прошлого года и тогда же ветирован президентом. В мае ВР приняла закон повторно, Президент В.Ющенко в июне повторно его ветировал.