07.09.09 

МАУ | Аэросвит

Впервые за десять лет на авиарынке Украины сменился лидер. По итогам восьми месяцев компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) стала крупнейшей по количеству перевезенных пассажиров, опередив "Аэросвит". Причины смены лидера объяснимы: в этом году "Аэросвит" существенно сократил флот и количество рейсов, тогда как МАУ, наоборот, наращивали авиапарк, говорят эксперты. Но, по их мнению, "Аэросвит" может легко вернуть утраченные позиции.

Как сообщили Ъ в пятницу в "Аэросвите", с января по август рейсами компании было перевезено 972,55 тыс. пассажиров, а в летний период, с мая по август,– 564,374 тыс. пассажиров. Показатели авиакомпании меньше, чем у "Международных авиалиний Украины" – 1 млн и 677 тыс. пассажиров соответственно. Почти десять лет "Аэросвит" был первым по объемам перевозок в Украине, в последние годы значительно опережая МАУ (см. диаграмму). Так, в 2008 году "Аэросвит" перевез 2,51 млн человек, а МАУ – 1,68 млн.

Стратегия "Аэросвита" сейчас направлена на эффективное использование самолетов, о чем свидетельствуют данные по загрузке бортов перевозчика, отметили в компании. Если МАУ по итогам I полугодия перевезли 349,6 тыс. пассажиров на регулярных маршрутах (-17,4% к аналогичному периоду прошлого года), сократив средний коэффициент загрузки на бортах на 12,4 процентных пункта – до 54,1%, то у "Аэросвита" коэффициент загрузки оказался выше – 66,5% (падение составило всего 0,6 п. п.), отмечается в отчете Ассоциации европейских авиалиний. При этом объем перевозок за это время у "Аэросвита" уменьшился до 634,9 тыс. человек – на 20,7%.

"В этом году 'Аэросвит' существенно сократил парк самолетов, что послужило если не росту, то не такому резкому падению загрузки,– объяснил Ъ генеральный менеджер Amadeus (оператор бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев.– Тем временем МАУ, наоборот, увеличили флот и, насколько мне известно, не сокращали сетку". В этом году "Аэросвит" вернул лизингодателю четыре Boeing 737, а из 14 самолетов авиакомпании три Boeing 737 проходят техобслуживание. МАУ этим летом, наоборот, увеличили флот до 18 самолетов, взяв в лизинг два Boeing 737-800 NG. "Несмотря на очевидные проявления кризиса, мы не только продолжили эксплуатацию своих воздушных линий, но и открыли новые – в Ниццу, Милан и Абу-Даби. Кроме того, нам удалось приступить к программе обновления флота",– цитирует пресс-служба президента МАУ Юрия Мирошникова. Против "Аэросвита" сыграло и решение крупного туроператора Tez Tour, который отказался от сотрудничества с авиакомпанией по чартерной программе (см. Ъ от 8 апреля). Поток пассажиров Tez Tour взяли на себя "Днеправиа", работающая в альянсе с МАУ, и Windrose.

В 90-е годы МАУ были лидером на рынке, напоминает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава: "Но в какой-то момент компания стала развиваться консервативно и не так агрессивно, как 'Аэросвит',– не завоевывала новые маршруты, а отрабатывала уже существующие, ориентируясь на Западную Европу". По его словам, рывок "Аэросвит" осуществил благодаря банкротству "Авиалиний Украины". "Перевозчику, который до этого летал на не очень популярных маршрутах на Ближний Восток, удалось забрать большую часть маршрутов 'Авиалиний Украины', расширив географию полетов в Россию, Восточную Европу и Азию,– отметил господин Кава.– Еще одним рывком для 'Аэросвита' стало приобретение в лизинг дальнемагистрального самолета, тогда как МАУ, которые планировали начать полеты на дальние расстояния, так и не осуществили задуманное".

"Аэросвит" легко может вернуть утраченные позиции после кризиса, уверен Александр Кава. "Все будет зависеть от нового менеджмента 'Аэросвита', задача которого – вытащить перевозчика из той ямы, в которой он оказался",– считает он. С осени прошлого года "Аэросвит" сменил ключевых менеджеров (см. Ъ от 23 июня). В руководство компании в том числе вошли Костадин Ботев (генеральный директор), проработавший в сфере авиации более 35 лет, Урсула Силлинг из British Airways и Иван Древинский, работавший в MAXjet Airways и Qatar Airways.

Джерело Коммерсант   Автор: ЕЛЕНА Ъ-СИНИЦЫНА