18.11.09 
Большая кредиторская задолженность авиакомпании "Аэросвит" вынудила акционеров перевозчика дотировать собственный бизнес. Вчера было объявлено о намерении мажоритарных собственников "Аэросвита" выделить перевозчику кредит на сумму $30 млн для выплаты долговых обязательств, уровень которых в самой компании называют критическим.

На внеочередном заседании наблюдательного совета ЗАО "Авиакомпания 'Аэроcвит'" в понедельник было решено предоставить компании кредит в размере до $30 млн для покрытия наиболее проблемных долгов, говорится во вчерашнем сообщении перевозчика. Заем будет выдан на льготных условиях. В частности, он будет беззалоговым, сообщил Ъ сопредседатель набсовета "Аэросвита" Григорий Гуртовой.

Средства выделят мажоритарные акционеры "Аэросвита", названия компаний не разглашаются. По словам господина Гуртового, кредит предоставляют акционеры, владеющие приблизительно 52% акций авиакомпании. Сейчас около 38% акций "Аэросвита" находится в собственности нидерландской Gilward Investments, которой на паритетных началах владеют глава набсовета "Аэросвита" Аарон Майберг и Григорий Гуртовой. Еще 24,9% – у подконтрольной Виктору Пинчуку компании "Генавиаинвест", 22,39% – у Фонда госимущества, 9,8% – у "Укринфоконсалта", еще 4,8% – у "Бюро" (последние две компании аффилированы с группой "Приват", утверждают участники рынка).
"Решение о финансировании авиакомпании являлось жизненно важным в данный момент в связи с критическим уровнем накопившейся задолженности перед кредиторами авиакомпании",– сообщил исполнительный секретарь набсовета "Аэросвита" Максим Юхименко. Накануне менеджмент авиакомпании обратился к членам набсовета с просьбой поддержать инициативу акционеров о предоставлении кредита. По словам господина Юхименко, представителей Фонда госимущества на заседании наблюдательного совета не было.

"Аэросвит" имеет большую задолженность перед "Украэрорухом", рядом аэропортов (в том числе и перед "Борисполем"), по лизинговым платежам и за текущие ремонтные работы, говорит источник Ъ, близкий к акционерам ПриватБанка. В пресс-службе авиакомпании этот вопрос не комментируют, а в приемной Аарона Майберга в очередной раз сообщили, что предприниматель "в командировке до следующего понедельника". По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам, I полугодие "Аэросвит" завершил с чистым убытком 201,71 млн грн при доходе в размере 1,1 млрд грн. При этом долгосрочные кредиты банков составляли 99,19 млн грн, краткосрочные – 188,38 млн грн, а кредиторская задолженность за товары, работы и услуги – 535,69 млн грн. "У 'Аэросвита' было несколько случаев, когда авиакомпания не могла эксплуатировать самолеты из-за долгов перед лизингодателями,– вспоминает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.– Так, самолет компании улетал на техобслуживание в Будапешт, откуда его не выпускал лизингодатель из-за невыплаты долгов".

Скорее всего, у компании нет альтернативных источников получения денег, поэтому акционерам пришлось пойти на такой шаг, утверждают эксперты. Так, планировалось, что в этом году будет приватизирован госпакет авиакомпании в размере 22,39% акций. Однако Фонд госимущества отменил приказ о приватизации из-за судебных споров вокруг продажи актива (см. Ъ от 9 октября). "Блокирование приватизации наносит ущерб 'Аэросвиту',– сказали ранее Ъ в 'Генавиаинвесте'.– Авиакомпания нуждается в срочном увеличении капитала для решения текущих проблем и привлечения инвестиций для развития. К сожалению, сегодня государство как собственник этого обеспечить не может".
Будущее перевозчика во многом зависит от действий нового менеджмента, который вот уже год проводит реструктуризацию компании. Перевозчик в этом году на 20% сократил штат, маршрутную сетку и авиапарк. Кроме того, был снижен прогноз по перевозкам пассажиров в этом году – до 1,5 млн человек против 2,51 млн по итогам 2008 года. "У 'Аэросвита' есть шанс довольно неплохо провести следующий год, но все зависит от того, насколько скоординированно сработает менеджмент компании, шаги которого пока не очень эффективны",– считает господин Кава.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына