25.11.09 
На прошлой неделе в органах управления ЗАО “Авиакомпания “Аеросвіт” произошла настоящая революция. Из состава наблюдательного совета был выведен его председатель Арон Майберг. В отставку подал гендиректор ЗАО Костадин Ботев, а первым замгендиректора-исполнительным директором “Аеросвіта” был назначен Олег Бережной, до этого руководивший службой логистики авиакомпании “Днеправиа”. Указанные изменения говорят о том, что Игорю Коломойскому, в сентябре заявившему о своих претензиях на “Аеросвіт”, уже удалось реализовать немалую толику своих амбиций.

О кадровых ротациях в составе одной из крупнейших авиакомпаний Украины стало известно после собрания набсовета, состоявшегося 16 ноября. Главным ньюс-мейкером изменений в “Аеросвіте” стал и. о. главы приватизационного ведомства страны Дмитрий Парфененко (Фонду госимущества принадлежит 22,394% ее акций). “Представители ФГИУ не принимали участия в собрании, — сообщил г-н Парфененко журналистам, — но частные акционеры смогли договориться”.

По информации Дмитрия Парфененко изменения в ЗАО вызваны изменением расстановки сил в фирме Gilward Investments B.V. (Королевство Нидерландов), владеющей 39,97% акций авиакомпании. До последнего времени Gilward Investments на паритетных началах принадлежала председателю набсовета “Аеросвіта” Арону Майбергу и бывшему гендиректору и сопредседателю НС Григорию Гуртовому. Ни один ни другой не скрывали, что с 2005 г. их взгляды на развитие авиакомпании различались. Но до последнего времени выгоду от их конфликта извлекал еще один миноритарный ее акционер — Виктор Пинчук (его ООО “ГенАвиа-Инвест” владеет 24,99% акций), который в союзе с г-ном Майбергом, контролировал деятельность одного из крупнейших авиаперевозчиков Украины.

Сейчас трудно сказать, что послужило началом конфликта между господами Гуртовым и Майбергом. По одной из версий в 2006 г. последний намеревался взять кредит в банке Виктора Пинчука под залог имущества авиакомпании, а г-н Гуртовой этому воспротивился. По другой — спор на самом деле на два года старше. Еще в октябре 2004 г. ООО “Бюро” Григория Гуртового выкупило у черновицкого ОАО “Агентство воздушных сообщений “Аэротур”, которое тогда тоже было акционером ЗАО “Аеросвіт”, 4,8% акций авиакомпании. Это вызвало судебные разбирательства между акционерами “Аеросвіта”, которые ни к чему не привели. Впоследствии этот пакет был переоформлен на кипрскую Lenor Investments Ltd и Herst Investments Ltd (Британские Виргинские острова). Судя по всему, именно в то время среди акционеров ЗАО и появился Игорь Коломойский, к которому обратился за помощью Григорий Гуртовой, чтобы вместе противостоять Пинчуку—Майбергу.

Нынешней осенью, воспользовавшись финансовыми проблемами авиакомпании, лидер группы “Приват” выкупил долю Арона Майберга в Gilward Investments B.V. и таким образом получил возможность вместе с Григорием Гуртовым приступить к управлению “Аеросвітом”. Данная версия подтверждается тем, что, по информации Дмитрия Парфененко, Gilward Investments не выдала доверенность Арону Сергеевичу на участие в собрании набсовета ЗАО, тогда как его бывший партнер г-н Гуртовой принял в нем деятельное участие и сохранил должность сопредседателя НС.

По итогам прошлого года “Аеросвіт” при росте доходов до 3,18 млрд грн. показал 398 млн грн. чистого убытка, задолжав более 100 млн грн. фирмам-нерезидентам Brasque Investments, Engrom Consulting и Kungan Overseas. А в августе этого года авиакомпания впервые за последние десять лет потеряла лидерство в небе страны, уступив по объемам пассажирских перевозок “Международным авиалиниям Украины” (МАУ). Хотя это отставание выглядит скорее формальным: ЗАО “Аеросвіт” принадлежит 74,99% акций ОАО “Донбассаэро”, которое спорит за место в тройке отечественных авиаперевозчиков с днепропетровской “Днеправиа”. И совместно они все равно опережают МАУ. Тем не менее весь год “Аеросвіт” сотрясали скандалы: забастовки персонала, обвинения в монополизации отдельных направлений авиарейсов, дрязги акционеров. А в начале ноября неясные перспективы крупнейшей авиакомпании Украины заставили ФГИУ отложить планы по продаже госпакета акций.

Сейчас в ЗАО говорят, что последние кадровые изменения еще неокончательны. После отставки гендиректора Костадина Ботева им руководит замгендиректора по стратегическому развитию Евгений Трескунов, а новые назначения должно утвердить собрание акционеров, которое, скорее всего, будет внеочередным. Однако общие тенденции уже понятны. Управлять компанией теперь будут представители Игоря Коломойского и Григория Гуртового при молчаливом согласии Виктора Пинчука. А вот АМКУ наверняка предстоит скрупулезное изучение рынка авиаперевозок, поскольку г-н Коломойский, участвуя в управлении “Аеросвітом”, “Донбассаэро” и “Днеправиа”, оказался причастен никак не меньше, чем к половине этого рынка.

Джерело Деловая столица   Автор: Ярослав ДМИТРЕНКО