26.01.10 
Сколько радости было на лице у премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, когда накануне Нового года из сборочного цеха АНТК им. Антонова выкатили первый серийный самолет Ан-148-100. Как и подобает государственному деятелю высочайшего ранга (и, кроме того, кандидату в президенты), Юлия Владимировна своим присутствием дала понять, что находится в курсе происходящих в авиастроении страны событий, и настроена способствовать работе украинского авиапрома. Тогда состоялось, в принципе, позитивное событие: новый самолет, довольный премьер, возрождение надежды на «реинкарнацию» крыльев Украины. Однако, эти позитивные «нотки» звучали недолго – уже к концу первого месяца 2010 года выяснилось, что украинцы для Ан-148 даже крылья толком смастерить не могут.

Во время торжественной презентации новинки украинского авиастроения, Тимошенко с гордостью подчеркнула, что по сравнению с аналогичными мировыми самолетами серийного производства Ан-148-100 по характеристикам не уступает, а, возможно, и превосходит их. «Наш самолет может садиться в любых условиях, на любые полосы и грунты», - говорила тогда премьер-министр. Принимая во внимание то, насколько в данном самолете заинтересована Россия, можно не раздумывая довериться подобной «рекламе» Юлии Владимировны. Огорчает в «деле Ан-148» только то, что хвалебные речи в адрес своей крылатой гордости Тимошенко стала произносить по факту выпуска первого серийного экземпляра в Украине – через полгода после того, как новинку начали выпускать в серии российские авиастроители.

Следует уточнить, что региональный реактивный самолет нового поколения Ан-148 на самом деле является совместным украинско-российским проектом. Ан-148 разработан и произведен по новейшим цифровым технологиям, сертифицирован по международным стандартам, в том числе для взлета и посадки на аэродромы с грунтовым покрытием, то есть, может эксплуатироваться практически на всех аэродромах Украины и СНГ. Россияне, получили конструкторскую документацию по новому летательному аппарату еще в первой половине прошлого года и сразу же опередили Украину по запуску этого самолета в серию. Первую серийную машину Воронежский авиазавод выпустил в июле 2009 года, и начали работу над выпуском серии в количестве 60 единиц. В Украине же полноценное производство самолета на заводе «Авиант», если и начнется, то в 2010-м. В данном контексте и появляется повод задать Юлии Владимировне вопрос – если правительство Украины настолько переживает за судьбу нового Ан-148 и авиастроение Украины в целом, почему государство в виду имеющихся вызовов при запуске техники в серию обошлось только запоздалым «шоу» с выпуском одного-единственного самолета «для проформы»?

Получить представление о том, как на самом деле была настроена Юлия Тимошенко по отношению к реализации совместного украино-российского проекта в течение всего прошлого года, можно, обратив внимание на реакцию делегации представителей российского авиапрома, побывавшей недавно на АНТК им.Антонова. В середине января 2010 года в конструкторское бюро приехали «гости» из российской корпорации ОАК и завода ВАСО (Воронежское авиационное самолетостроительное общество). Одной из целей визита было ознакомление с состоянием дел в украинском самолетостроении, в том числе россияне рассчитывали обсудить вопрос о поставке с АНТК самолетокомплектов для совместных самолетов в текущем году. В итоге, для украинской стороны переговоры закончились не обнадеживающе. Российская делегация посетила цеха завода и осталась не вполне довольна увиденным - россияне стали опасаться, что Украина может не справиться с поставками необходимого количества комплектующих в срок. Столь суровую оценку российских делегатов объяснить несложно - сейчас Ан-148 для России едва ли не единственный перспективный проект, который интересует заказчиков и может принести живые деньги в ближайшее время.

Оказалось, что украинские авиастроители сегодня не в силах выполнить в должном объеме возложенные на них работы по производству Ан-148, а если быть точными – не могут организовать производство крыльев для серийных «анов». Так, к концу текущего года украинская сторона законтрактовала поставку в ВАСО пяти необходимых самолетокомплектов для Ан-148, в то время как программа выпуска воронежского завода на этот год предполагает производство девяти единиц Ан-148. Не удивительно, что в виду неспособности украинцев производить половину необходимых авиакомплектов для Ан-148 россияне начали искать возможности минимизировать участие Украины в проекте, вплоть до полного перевода производства самолета на свои производственные мощности. Понять российскую сторону при таком состоянии дел на АНТК можно – недавно появилась необходимость увеличения производства востребованного на рынке Ан-148. В конце 2009 года во время встречи губернатора Воронежской области с руководством российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) (главного заказчика Ан-148) ее глава Александр Рубцов отметил, что к настоящему времени заказчики ИФК подтвердили намерение приобрести около 100 единиц российско-украинского самолета.

Еще в конце декабря генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев сообщил российским СМИ, что предприятие начало увеличивать объем работ по производству Ан-148. То есть, можно сказать, что еще в прошлом году россияне осознали, что Украина может тормозить процесс серийного выпуска самолета. По словам директора ВАСО, Воронежский авиазавод освоил самостоятельный выпуск фюзеляжа (сейчас для всех самолетов — как российской, так и украинской сборки — фюзеляж производится киевским авиазаводом), а в 2010 г. планирует найти возможности выпускать на территории РФ также и проблемное крыло. Зубарев отметил, что завод не намерен отказываться от сотрудничества с Украиной, однако, и не хочет ставить программу выпуска машины в зависимость от возможностей украинского самолетостроения. При таком развитии ситуации вполне может получиться так, что украинские самолетостроители будут иметь отношение к серийному производству лишь косвенно, и фигурировать в процессе в качестве разработчика проекта. Само собой, в плане финансовых поступлений это существенно ударит по бюджету украинского авиапрома.

Принимая во внимание тот факт, что возможности авиастроения нашей страны зависят прежде всего от желания власть имущих, заседающих у «кассы» госказны, определенно, винить в рисках утраты Украиной прибылей от производства своего самолета можно не кого другого, как главу правительства. Которому, судя по всему, «удобно» только пиариться на эфемерных достижениях авиапрома, но никак не делать свой посильный вклад в его развитие. Результат работы Тимошенко в авиационном направлении на лицо: АНТК им.Антонова не получило необходимой поддержки для увеличения производственных мощностей. Решила видно Леди Ю. отложить свои авиационные «подвиги» до лучших времен – не даром и в информпространстве с октября прошлого года зависло не иначе как предвыборное обещание выделить авиапрому 1,5 млрд. грн. в… 2010 году. В таком контексте, прозвучавшее во время декабрьской презентации украинского Ан-148 обещание Тимошенко и в дальнейшем активно поддерживать развитие авиастроения в Украине звучит не иначе, как издевательство.

Джерело Oligarh.net   Автор: Максим Крыницин