05.02.10 
ImageВ 2010 году расстановка сил на рынке авиаперевозок может измениться коренным образом. В 2009 году падение объемов авиаперевозок в Украине составило 17%, что повлияло на расстановку сил на внутреннем рынке

На первое место по объемам пассажироперевозок вышли «Международные авиалинии Украины», на которые приходится 30,4% рынка. При этом в 2010 году «МАУ» намерена нарастить разрыв с конкурентом — авиакомпанией «АэроСвит» (27,3%). Так, согласно прогнозам главы «МАУ» Юрия Мирошникова, рост объемов перевозок в 2010 году составит 15,2%. В результате, по итогам года авиакомпания перевезет 1,8 млн. человек. В то же время прогнозируемый объем пассажироперевозок «АэроСвита» колеблется на уровне 1,5 млн. человек.

Впрочем, планы ведущих авиакомпаний Украины могут пойти по незапланированному сценарию. В частности, покупка авиакомпанией «Днипроавиа» 14 самолетов Embraer-145 позволит ей полностью покрыть рынок внутренних перевозок.

Это может привести к потере доли рынка в первую очередь авиакомпанией «МАУ». Летом текущего года истекает срок действия соглашения, в рамках которого «МАУ» имеет монопольное право на перелеты в ряд европейских стран, в частности Испанию, Голландию, Бельгию и Францию. Скорее всего, право на полеты по этим направлениям будет разыграно между «Визз Эйр Украина», заявки от которой уже более полугода лежат в Госавиаадминистрации, и авиакомпанией «Днипроавиа», существенно пополнившей свой флот.

Впрочем, существует вероятность, что назначения на эти маршруты получит компания, также с недавних пор подконтрольная Игорю Коломойскому, — «АэроСвит». В таком случае, согласно договоренностям, перевозчик сможет эксплуатировать суда компании «Днипроавиа» на условиях лизинга.

Кроме того, недавно в западных СМИ появилось сообщение о том, что авиакомпания Austrian Airlines, владеющая 22,5% акций «МАУ», намерена продать свой пакет. Не исключено, что пакетом может заинтересоваться нынешний владелец нескольких авиационных активов Игорь Коломойский.

В таком случае можно будет говорить о монополизации украинского авиарынка группой «Приват».

Единственная авиакомпания, которая может избежать потери своего рынка, — лоукост-перевозчик «Визз Эйр Украина», который на данный момент покрывает чуть более 10% авиарынка Украины. Маловероятно, что компания потеряет свой сегмент рынка, однако и нарастить его она вряд ли сможет, ведь на рынок региональных перевозок выйдет «Днипроавиа».