20.04.10 

Россия стремится получить более 50% авиационной отрасли Украины - в обмен на снижение цены, зафиксированной "победным контрактом" Юлии Тимошенко на газ.

Об аппетитах Москвы идет речь в проекте договора, предоставленного российской стороной для проработки в Киев, который попал в распоряжение "Украинской правды".

12 апреля Владимир Путин лишь полчаса посвятил встрече с Николаем Азаровым, которая состоялась в московском аэропорту "Внуково". Путин летел в Смоленск, и по пути согласился переговорить с Азаровым.

После этого русский премьер сообщил, что украинская сторона "сделала достаточно интересные предложения", но не стал удаваться в подробности.

Среди прочего пакет включает и совместную работу в отрасли авиации.

В "Украинскую правду" попал российской вариант проекта Соглашения между правительствами РФ и Украины о сотрудничестве в сфере авиастроения.

Договор должен быть подписан уполномоченными лицами правительств двух стран.

По проекту государства принимают на себя обязательство "способствовать интеграции" российской "Объединенной авиастроительной корпорации" и Авиастроительного концерна "Антонов".

Фактически же речь идет о договоре прямого действия, поскольку российская корпорация на 89,04% принадлежит государству, а украинский концерн - полностью в государственной собственности.

По предложению Москвы авиапредприятия должны объединяться не путем создания нового равноправного субъекта, а путем поглощения россиянами украинских активов.

Так, Россия настаивает, чтобы "Антонов" передал им в уставный капитал свой контрольный пакет.

"Стороны договорились, что с целью интеграции (...) Украинская Сторона принимает участие в уставном капитале ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" путем внесения 50% плюс одна акция Государственного авиастроительного Концерна "Антонов" в порядке оплаты дополнительно эмитированных акций ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", - сказано в проекте соглашения, подготовленного россиянами.

Предусматривается, что для этого будет проведена "независимая оценка рыночной стоимости" акций ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и концерна "Антонов".

Очевидно, что только после этого будет определено, какую часть в российской корпорации получит "Антонов" - потому что в проекте соглашения об этом не сказано.

Именно такой способ поглощения "Объединенная авиастроительная корпорация" применяла на российском рынке - предприятия передавали им свои пакеты, за что получали незначительную часть в "Объединенной авиастроительной корпорации".

В состав Государственного концерна "Антонов" входят не только АНТК имени Антонова, но и Харьковское государственное авиастроительное предприятие, Киевский авиазавод "Авиант" и Государственное предприятие "Завод 410 гражданской авиации".

Сегодня концерн "Антонов" возглавляет Дмитрий Кива, назначенный еще правительством Юлии Тимошенко. Он - генеральный конструктор АНТК имени Антонова.

Россияне выписали в своем проекте соглашения, что решения, необходимые для вхождения "Антонова" в российскую корпорацию, должны быть приняты не позднее 1 августа 2010 года.

Соглашение приобретет силу через 15 дней с даты последнего письменного сообщения о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

Одно из условий россиян - украинцы должны гарантировать избрание гражданина России руководителем наблюдательного совета Государственного авиастроительного концерна "Антонов".

За это россияне готовы обеспечить избрание украинцев в Совет директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

О том, насколько голос представителей Украины будет услышан, может свидетельствовать состав этого органа. В Совет директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" сегодня входят 14 лиц включительно с российским вице-премьером Сергеем Ивановым, министром транспорта, заместителями министров экономики и промышленности, руководителями "Внешэкономбанка" и "Внешторгбанка".

Также россияне, по их проекту соглашения, великодушно оставляют за украинцами право назначения руководителя исполнительного органа концерна "Антонов".

Предусматривается, что украинское Министерство промышленной политики должно заключить отдельное соглашение с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, где будут прописаны условия, на которых россияне будут распоряжаться акциями концерна "Антонов".

Проект соглашения предусматривает совместное производство концерном "Антонов" и ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" самолетов Ан, совместную разработку новых самолетов и общую маркетинговую политику на внутренних и мировых рынках.

В самом концерне "Антонов" видят проблему на пути реализации договоренностей способом, предложенным россиянами, - путем вхождения 50% плюс 1 акции в российскую корпорацию.

"Концерн "Антонов" не является акционерным обществом", - сказали "Украинской правде" в пресс-службе "Антонова". "Переговоры об обмене акциями на межправительственном уровне происходили еще при Тимошенко", - также отметили на предприятии.

Министерство промышленной политики не стало обсуждать редакцию соглашения, подготовленную россиянами. "Если это проект, то как его комментировать? Будут приняты решения - тогда будем комментировать", - сказали "Украинской правде" в пресс-службе министерства.

Ожидается, что министр промполитики Колесников будет сопровождать Януковича в Харьков, где в среду тот будет встречаться с российским президентом Медведевым.

Янукович и Медведев посетят Харьковский авиазавод, который входит в пока еще украинский государственный концерн "Антонов". Будут ли при этом подписываться какие-то документы - пока неизвестно.


  Российский Проект (ОАО «ОАК»)

Соглашение

между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции российского открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и украинского Концерна «Антонов»

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание, что основными собственниками российского акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и украинского Государственного авиастроительного концерна «Антонов» являются соответственно Российская Федерация и Республика Украина,

учитывая наличие традиционных производственных взаимосвязей между российскими и украинскими организациями авиационной промышленности,

выражая взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества   по   реализации   существующих, и   перспективных проектов создания авиационной техники,

согласились о нижеследующем:

Стороны определяют следующие основные направления сотрудничества:

расширение совместного производства и поставок в эксплуатацию самолета Ан-148 и его модификаций;

производство самолетов семейства Ан-124 и самолетов семейства Ан-140 в соответствии с программой открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственного авиастроительного концерна «Антонов». По проекту самолета Ан-70 Стороны руководствуются положениями Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27 от 24 июня 1993 года, подписанного 18 августа 2009 года;

участие Государственного авиастроительного концерна «Антонов» в совместных с открытым акционерным обществом «Объединенная авиастроительная корпорация» проектах по разработке и производстве других типов пассажирских и транспортных самолетов, а также их комплектующих;

разработка и проведение совместной маркетинговой политики, как на рынках Сторон, так и на мировом рынке для выработки согласованных действий;

Статья 1

Стороны содействуют интеграции открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и украинского Государственного авиастроительного концерна «Антонов» и настоящим соглашением определяют способ такой интеграции и основные направления сотрудничества в области разработки, производства, модернизации, ремонта, обслуживания и утилизации существующих и перспективных типов авиационной техники.

Статья 2

Стороны договорились, что в целях интеграции открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственного авиастроительного концерна «Антонов» Украинская Сторона участвует в уставном капитале открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» путем внесения пятидесяти процентов плюс одна акция обыкновенных (голосующих) акций Государственного авиастроительного Концерна «Антонов» в порядке оплаты дополнительного эмитируемых обыкновенных (голосующих) акций открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация».

Для этих целей проводится независимая оценка рыночной стоимости акций открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственного авиастроительного концерна «Антонов»,

Статья  3

Размещение дополнительных акций открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и их размещение в собственность Республики Украина осуществляется в соответствия с законодательством Российской Федерации.

Передача открытому акционерному обществу «Объединенная авиастроительная корпорация» прав собственности на акции Государственного авиастроительного концерна «Антонов» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Украина.     

Стороны принимают меры к тому, чтобы решения, необходимые для интеграции открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственного авиастроительного концерна «Антонов», были приняты не позднее 1 августа 2010 года.

Статья  4

Регулирование деятельности Государственного авиастроительного концерна «Антонов» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Украина.

Участие    Республики    Украина   в    деятельности    открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» осуществляется   в   соответствии с  законодательством   Российской Федерации.

Российская сторона инициирует принятие необходимых решений и реализует другие меры, обеспечивающие избрание представителей Республики Украина в Совет директоров открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация».

Министерство промышленной политики Украины заключит с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и открытым акционерным обществом «Объединенная авиастроительная корпорация» на экономически обоснованных и взаимовыгодных условиях соглашение об участии открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» в управлении Государственным авиастроительным концерном «Антонов», которое помимо других вопросов будет Предусматривать следующее:

избрание руководителя наблюдательного совета Государственного авиастроительного концерна «Антонов» из числа граждан Российской Федерации;

избрание руководителя исполнительного органа Государственного авиастроительного концерна «Антонов» из числа граждан Республики Украина;

условия       распоряжения      акциями Государственного авиастроительного концерна «Антонов», находящимися в собственности открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», включая необходимость согласования такого распоряжения с Украинской Стороной.

Статья 5

разработка   согласованной   продуктовой    стратегии    с учетом интересов обоих Сторон;

объединение усилий в создании совместных   перспективных образцов авиационной техники;

создание единых центров в рамках совместных программ по:

- закупкам покупных комплектующих изделий и материалов производства Сторон для общей партии заказанных самолетов украинскому и российскому производителям;

- продаже самолетов;

- послепродажной поддержке самолетов.

Статья 6

Российская сторона принимает необходимые меры по обеспечению предоставления для самолетов, указанных в Статье 5 настоящего соглашения, и их комплектующих, производимых Государственным авиастроительным концерном «Антонов» режима, применяемого к самолетам и их комплектующим, производимым в Российской Федерации.

Украинская сторона принимает необходимые меры по обеспечению предоставления для самолетов, указанных в Статье 5 настоящего соглашения, и их комплектующих, производимых открытым акционерным обществом «Объединенная авиастроительная корпорация» режима, применяемого к самолетам и их комплектующим, производимым в Республике Украина.

Статья 7

Координацию действий по реализации настоящего Соглашения осуществляют уполномоченные органы Сторон:

от Российской Стороны - Министерство промышленности и торговли Российской Федерация;

от Украинской Стороны - Министерство промышленной политики Украины.

Статья 8

Для реализаций настоящего Соглашения Стороны осуществляют меры по принятию необходимых нормативных актов.

Статья  9

При реализации настоящего соглашения каждая из сторон обеспечивает:

соблюдение режима конфиденциальности в отношении конфиденциальной информации, предоставленной другой Стороной;

использование        предоставленной      другой Стороной конфиденциальной информации таким образом, чтобы это не наносило ущерба интересам представившей ее Стороны.

Мобилизационные мероприятия и задания, предназначенные для открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, и для Концерна «Антонов» - в соответствии с законодательством Республики Украина.

Статья 10

Споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами в связи с толкованием и применением положений настоящего соглашения, разрешаются Сторонами путем консультаций и переговоров.

Статья 11

По взаимному согласию сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельным протоколом.

Статья 12

Настоящее Соглашение вступает в силу через пятнадцать дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Настоящее Соглашение действует до момента согласованного решения сторон.

Совершено в городе ___________ «      » ________2010 года в

двух экземплярах на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство                                           За Правительство

Российской Федерации                                   Республики Украина

Украина и РФ обсуждают механизм интеграции авиапромов, сообщил сегодня президент российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров, отвечая на вопросы журналистов на встрече в Киеве в связи с завершением строительства концерном "Антонов" первого самолета Ан-158. "Это, пожалуй, самый животрепещущий вопрос для нас", - сказал он.

"Стороны неоднократно подтверждали свою заинтересованность в интеграции авиапромов, сейчас обсуждается механизм интеграции", - продолжил А.Федоров. По его словам, "шар на украинской стороне, потому что надо подготовить юридически-правовую форму украинских предприятий для возможности интеграции". "Они сейчас в форме государственных предприятий, что не позволяет проводить интеграцию, нужно провести акционирование, это по нашим, российским правилам, по украинским - это корпоратизация, что, собственно, одно и тоже", - пояснил руководитель ОАК. "Мы знаем, что этот процесс достаточно длительный, достаточно бюрократический, требуются и указы Президента, и распоряжения правительства, но если есть политическая воля, то он может пройти достаточно быстро", - подчеркнул глава ОАК.

А.Федоров отметил, что основным механизмом интеграции остается обмен акциями. "Делается оценка независимой компанией, как правило, международной, есть методология оценки, т.е. вопрос оценки как раз не проблемный, но чтобы проводить оценку, надо провести сначала корпоратизацию", - сказал он.

Заместитель гендиректора Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова Александр Кива не исключил, что на встрече президентов Украины и РФ 21 апреля в Харькове вопрос интеграции авиапромов возникнет.

Источник РБК-Украина