27.04.10 
В начале прошлого года украинские СМИ писали о том, что уже вскоре над Киевом будут свободно кружить вертолеты. И не просто так – чтобы можно было прокатиться из праздности, а с самой что ни на есть благой целью: чтобы медики и спасатели могли оперативно реагировать на вызовы к пострадавшим в крупных ДТП, пожарах и других бедствиях.

Сообщалось также, что столичная мэрия якобы уже подобрала несколько участков для будущего строительства взлетно-посадочных площадок размером минимум 20x16 метров с учетом расстояния до ближайших высоток не менее 150 метров. Правда, специалисты утверждают, что даже самому опытному экипажу для приземления нужна территория не менее 30х30 метров, но, как говорят в Украине, «маємо те, що маємо».

Примечательно также, что адреса будущих объектов в КГГА «за семью печатями» не скрывали, напротив – был даже представлен схематичный график, в котором черным по белому нарисовали места базирования «железных спасателей».

Понятно, что первыми идею поддержали украинские медики, поскольку именно им, как никому другому отлично известно, сколько драгоценного времени, столь ценного для спасения человека, теряется в пробках. Тем более что во всем мире вертолеты – для медиков – норма жизни. Плюс учитывая, что к тому моменту «стальные воробышки» уже были у градоначальника Леонида Черновецкого и его ближайшего соратника Евгения Червоненко, едва ли не в один голос утверждавших, что вертолет - «не игрушка для богатых дураков и олигархов, это просто удобно», хотелось надеяться, что идея воздушной медицины не повиснет в воздухе. Однако, как выяснил ForUm, на сегодняшний день этот проект КГГА все-таки оказался «прожектом». К примеру, по одному из адресов, указанных в «вертолетном релизе», а именно по проспекту Бажана 12-А, где квартирует частная клиника, единственно возможное место, на котором реально развернуться вертолету, отдано под автомобильный паркинг.

«Нас, конечно, во все нюансы не посвящают, но я в свое время работал с вертолетами, и точно знаю, что для постоянной площадки необходимо хотя бы специальное освещение. Здесь этого, как видите, нет. Да и если бы наши врачи летали на вертолетах, мы бы об этом знали», - рассказал ForUm’y один из охранников клиники.

Примерно та же картина поджидала нас и по другому адресу – на улице Шолуденко, 26-28/4, где находится стадион «Старт». Там, как, впрочем, и по остальным координатам, не то, что самих площадок, даже намеков на разметки под них нет. На прилегающей к стадиону территории с одной стороны разбит небольшой парк, в центре которого памятник печально известному матчу «Динамо»-«Люфтваффе» 1942 года. С другой стороны – не слишком обустроенная детская площадка, на которой «младший состав» гонял в футбол, поглядывая на старших ребят, тренирующихся на стадионе.

«Слухи о площадке, на которую собирались сажать вертолеты, ходили еще в прошлом году. Наши активисты даже пытались собирать подписи в знак протеста против строительства. Но поговорили-поговорили и, слава Богу, забыли», - поделился с ForUm’ом местный житель Константин, «выгуливающий» двух дочек в парке при стадионе.

К слову, идея строить в Киеве специальные площадки, на которые могли бы садиться вертолеты, возникла еще в те времена, когда мэром был Александр Омельченко. В 2005 году состоялась расширенная коллегия КГГА, которая обсудила развитие городского транспорта на 15 лет вперед. В планах значились: пуск метро на Троещину, продление уже существующих линий «подземки», а также создание 9 вертолетных площадок. Тогда идея многим понравилась, и в следующем году коммунальный «Центр градостроительства и архитектуры», предлагая проект гостинично-офисного комплекса на бульваре Дружбы народов, 44—46, предусмотрел на крыше 40-этажной высотки «парковку» для винтокрылых машин. Проект, правда, отправили на доработку и тогда архитекторы понизили здание на шесть этажей, а вертолетную площадку ликвидировали, решив, видимо, что четырехуровневого паркинга будет достаточно. Сегодня, по сведениям, предоставленным ForUm’y компетентным источником из КГГА строительство вертолетных площадок «заморожено» и «забыто» как минимум до 2012 года. «Сейчас слишком много других проблем. Может быть, к Евро-2012 что-то и построят, но вряд ли. Сейчас действительно не время думать об этом», - сказал источник. Кстати, в Киеве, несмотря на достаточно интенсивное развитие частной авиации, всего несколько разрешенных вертолетных площадок: в частности, в Гидропарке и Институте Амосова. Но говорят, в последнем при наличии стационарной площадки нет ни единого вертолета. Вместе с тем, забавно и то, что еще в 2002 году Кабмин Украины принял постановление, согласно которому воздушным судам летать над Киевом запрещено, и которое до сих пор вроде бы никто не отменял. А если уж без пролета над столицей обойтись ну никак нельзя, то необходимо получить разрешение от военных, МВД и Госавиаадминистрации. И вот тут возникает резонный вопрос: а не является ли многоцелевой воздушный проект КГГА очередной сказкой, на этот раз «про Карлсона», существующего для детей, но никак не для взрослых?

Для справки: согласно данным Киевской ассоциации аэронавтики, в Украине эксплуатируется не более 150 вертолетов, в то время как в ЕС частных или корпоративных легких воздушных судов числится не менее 300 тыс., а в США – более 600 тыс. В начале 90-х гг. парк гражданских вертолетов Украины составлял порядка 400 Ми-2, до 100 Ка-26 и около 80 Ми-8. В начале этого десятилетия, годных к эксплуатации в гражданской авиации Украины машин числилось всего 106.

Чтобы полностью провести необходимое обновление вертолетного парка на аналогичные машины европейского производства, требуется не менее $ 1,3-1,7 млрд. Если же ориентироваться на американские машины, то до $ 2 млрд.

Наиболее дешевые вертолеты стоят от $ 23 до $ 130 тыс. К примеру, полтавский легкий вертолет АК-1 доступен по цене $ 60–100 тыс. Подержанный Ми-2 можно найти всего за $ 150 тыс., хотя цена нового вертолета этой модели – в районе $ 1,5-2 млн.

Тем не менее, такие вертолеты уступают современным моделям иностранных компаний и классом, и комфортабельностью, и маневренностью. Одним из таких является американский Robinson R22 (от $ 400 тыс.). Для полетов же над населенными пунктами необходимы вертолеты с двумя двигателями, цена на которые стартует с €1 млн. К примеру, цена Eurocopter EC120B - от €1,2 млн. 

Наземная площадка стоит в районе $ 0,3–1 млн. Соорудить же посадочную площадку на крыше высотного здания будет дешевле. Для полноценной станции необходимы радиотехническая и метеорологическая аппаратура, источники электроэнергии, а так же хранилище для топлива.

В Нью-Йорке посадочные площадки для вертолетов размещены более чем на 300 зданиях. В Москве таких мест более двадцати. Киеву же пока до «парковок» для вертолетов как до неба…

Источник Форум