05.07.10 
В авиаконцерне "Антонов" решили участвовать в тендере минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на общую сумму около $50 млрд. На прошлой неделе концерн подписал соглашение с американской U.S.Aerospace о совместном участии в конкурсе. Шансы компаний на победу в нем эксперты оценивают как минимальные – за заказ уже борются крупнейшие в мире авиапроизводители Boeing и Airbus. А у концерна пока нет технической возможности выполнить заказ.

Американская компания U.S.Aerospace в минувший четверг подписала соглашение с авиаконцерном "Антонов" об участии в тендере минобороны США на поставку 179 самолетов-заправщиков. Министерство намерено заменить устаревшие авиатанкеры KC 135 Stratotanker концерна Boeing. Стоимость контракта, за который уже борются Boeing и Airbus,– $50 млрд. Как сообщает Reuters, срок подачи заявок на участие в конкурсе истекает 9 июля. Однако U.S.Aerospace попросила Пентагон продлить его на два месяца, чтобы компания смогла подготовиться к тендеру. Но даже если продления не будет, представители компании заявляют, что примут участие в конкурсе. Пресс-секретарь минобороны Венди Снайдер воздержалась от комментариев о возможном продлении сроков, но подтвердила получение запроса о предоставлении информации по конкурсу от U.S.Aerospace.

"Антонов" представит на тендере три различные модели самолетов: Ан-124-KC, Ан-122-KC и Ан-112-KC, сообщили в пятницу в U.S.Aerospace: "Мы полагаем, что сможем представить более конкурентоспособный самолет по более низкой цене". В компании утверждают, что корпус самолетов более прочный, чем у конкурентов, кроме того, они могут осуществлять взлет и посадку на мокрую и грунтовую взлетно-посадочную полосу. Самолеты будут собираться в США из комплектов, произведенных в Украине. За производство, сборку и обслуживание самолетов будет отвечать "Антонов".
В EADS (владелец Airbus) и Boeing не стали комментировать предложение конкурента. Сами концерны предлагают минобороны топливозаправщики Boeing KC 767 NewGen Tanker и EADS North America KC 45.

Заместитель генерального конструктора "Антонова" Александр Кива заявил, что в компании не комментируют этот вопрос. Но факт сотрудничества с U.S.Aerospace подтвердил председатель совета директоров "Мотор Сич" (производитель двигателей для самолетов концерна) Вячеслав Богуслаев: "Я близок к этому процессу. Сейчас мы ожидаем детальных требований от минобороны США". По его словам, U.S.Aerospace обратилась в концерн с предложением принять участие в тендере. "Это надежный партнер. Нам самим интересно, что из этого получится",– отметил господин Богуслаев.
Аналитик по вопросам обороны Teal Group Ричард Обулафия назвал предложение U.S.Aerospace "пустой тратой времени", ссылаясь на ее финансовое положение (убытки в 2009 году – $14 млн), а также сложности с организацией техобслуживания и размещения военных самолетов с высоко расположенными крыльями, как у самолетов "Антонова". Он отмечает, что американские ВВС не подготовлены к такому типу самолетов. "Возможно, в U.S.Aerospace не совсем понимают возможности украинской стороны. Особенно учитывая то, что конкуренты "Антонова" в тендере A 330 и B 767, на базе которых предлагается сделать авиатанкеры, давно эксплуатируются, это конструкционно налаженные машины",– соглашается директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.

У концерна нет и подходящей платформы для строительства заправщиков, добавляет гендиректор российского консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Александр Кава напоминает, что предложенные варианты самолетов – обновленный Ан-122 и Ан-124 ("Руслан") – концерн уже не производит. "Ан-122 – это вариант 'Антея', который снят с производства более 20 лет назад, и для его восстановления нужны очень большие инвестиции и объем заказов. Для возобновления производства 'Русланов' в Киеве нет возможностей, а на российском заводе в Ульяновске на это может уйти не менее пяти лет",– говорит господин Кава. Впрочем, для Украины это еще один шанс заявить о себе мировой общественности, добавляет аналитик.

Выбрать Украину победителем такого тендера – это еще и большой политический риск, особенно на фоне потепления отношений руководства страны с Россией, считают эксперты. Около десяти лет назад "Антонов" уже пытался представить на тендер НАТО свой готовый самолет Ан-70, но США сделали выбор в пользу A 400M от EADS, который на тот момент был еще проектом, напоминает Александр Кава. Но для "Антонова" это не единственная возможность выйти на американский рынок. Россия уже предложила США проводить финальную сборку Ан-124 для иностранных заказчиков на одном из заводов Boeing (см. Ъ от 11 июня). Предложение сейчас обсуждается с Boeing правительством США. Правда, по данным источников Ъ, у "Антонова", которому принадлежит конструкторская документация Ан-124, такая инициатива вызвала резкое неприятие.

Джерело Коммерсант-Украина   Автор: Елена Синицына - Антон Семиженко