13.07.10 

Украинский рынок бизнес-авиации – на заре стремительного развития. Приобрести частный самолет можно при первом взносе от 200 тысяч долларов. А отказываясь от рейсовых бизнес-классов в пользу частных перелетов, можно даже сэкономить.

Ведущие корпорации, первые лица украинского бизнеса и политики являются владельцами частных самолетов. По данным издания Pravda.com.ua, собственными самолетами пользуются Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Константин Жеваго, Дмитрий Фирташ. Но любому владельцу перед тем, как поднять собственный авиатранспорт в небо, следует получить сертификат пилота. А для предоставления услуг платных авиаперевозок также необходимы специальные лицензии. Поэтому частными перелетами занимается бизнес-авиация.

"Первое место в мире по деловой авиации занимает Америка. Только в США насчитывается более 20 тысяч самолетов такого класса. А в Украине – около сотни. Но будущее нашей авиации также за этим бизнесом, - рассказывает Шахреддин Аскеров, президент компании "Аэростар". – Спрос на такой вид услуг будет всегда, поскольку люди хотят лететь тогда, когда понадобится, и туда, куда захотят".

Для профессиональной эксплуатации самолетов частные и корпоративные владельцы обращаются к компаниям, работающих в сфере бизнес-авиации. У этих компаний есть свой штат пилотов, диспетчеров, инженеров и профильных менеджеров.

"К выбору самолета нужно подходить с большой ответственностью. Самолеты в бизнес-авиации делят на три класса: маленькие – стоимостью от миллиона долларов, которые имеют 6-7 мест; средние – стоят от двух миллионов долларов, рассчитаны на 8-9 пассажиров; большие – самолеты, вмещающие до 18-ти человек, - продолжает господин Аскеров. - Один час полета, скажем, из Киева в Москву, на маленьком самолете обойдется примерно в тысячу долларов. На среднем – от 3-х тысяч, а на большом – от 5-ти до 15-ти. Дальность полетов на таких судах – соответственно до 2500 километров, до 6-ти и до 11-ти тысяч километров".

Наивысшую ответственность при частных перелетах несут пилоты и диспетчеры. Они дежурят круглосуточно, чтобы оперативно принять заказ и подготовить самолет к полету уже через полтора-два часа после обращения клиента. Противоречить желанию пассажира может только погода или техническое состояние самолета.

"В случае необходимости при выполнении полета, если вип-пассажир желает изменить место посадки самолета, то диспетчерская служба по запросу экипажа выполняет все соответствующие согласования, - объясняет Владимир Корбут, заместитель директора по летной эксплуатации. - Но при неблагоприятных погодных условиях необходимо уходить на запасной аэродром. Это не та ситуация, когда можно идти на уступки пассажиру, ведь клиент не всегда понимает, что в такой момент под угрозой может оказаться его собственная жизнь и безопасность. Поэтому наши пилоты ни в коем случае не идут на уступки пассажиру при плохой погоде".

Частые авиаперелеты могут быть не только в высшей степени комфортны, но и выгодны. "Например, перелет бизнес-классом из Киева в Париж и обратно для семьи из пяти человек стоит более 10 000 долларов, - сравнивает Шахреддин Аскеров. – Сравним такое путешествие с перелетом на четырехместном самолете Мустанг. Один час перелета на таком судне обойдется в 700 долларов. Перелет из Киева в Париж длится три часа, плюс столько же обратно – итого, стоимость перелета 4 200 долларов. На самом деле если учесть количество пассажирских мест, то перелет на частном самолете действительно дешевле, чем в рейсовом бизнес-классе. В целом рентабельность деловой авиации самая высокая, которая может быть в авиации вообще – она составляет 5-6%".

По словам, руководителя коммерческого отдела частной авиакомпании Константина Мотовилина, наиболее популярны среди вип-пассажиров европейские направления Женева, Ницца, Париж, Вена. В евразийских направлениях чаще летают в Москву и Петербург. А по Украине 90% перелетов бизнес-авиации осуществляется из Киева. Вполне реальным для многих компаний является и приобретение собственного самолета

Как рассказывает г-н Аскеров, для этого потенциальный покупатель может рассмотреть различные варианты лизинговых схем. "Если покупатель – корпорация с несомненной финансовой репутацией, первый взнос может составлять 5% от стоимости авиасудна, - говорит он. – Но, разумеется, что для малоизвестного предприятия или простого частного лица такой маленький процент будет менее реален. Скорее всего, первый взнос тогда будет составлять около 20% от стоимости самолета. Предположим, если вы решили приобрести самолет за миллион долларов, то первый взнос может составить 200 тысяч долларов. А сегодня это даже меньше стоимости презентабельных автомобилей бизнес-класса".

Часто в современном бизнесе для приобретения частного самолета объединяется несколько компаний или предпринимателей. В таком случае это будет их общая выплата и общее имущество, которым они будут пользоваться по определенным договоренностям. Но в любом случае в эксплуатацию удобнее всего передать самолет компетентной авиакомпании.

Что касается клиентов, которые не имеют своих самолетов, то они могут воспользоваться авиатранспортом в то время, когда он не будет необходим владельцам. Ведь компаниям, которые летают меньше 200 часов в год, покупать частный самолет невыгодно. Поэтому наши вип-пассажиры – это не всегда владельцы авиасуден, это просто люди, имеющие возможность и необходимость осуществлять своевременные комфортные и безопасные перелеты. И ценность этих составляющих неоспорима.

Джерело УБР   Автор: Елена Опанасенко