29.08.10 
День 28 августа стал особенным для всех Украинских пилотов 16 августа 1993 года. Именно тогда президент Украины Леонид Кравчук подписал указ № 305/93, которым признал 28 августа Днем авиации Украины. «Репортер» пообщался с одним из ветеранов-летчиков.

Профессия пилота не менее, а подчас и более, ответственная, сложная и опасная, чем, скажем, врач, пожарный или милиционер. Как и защитники правопорядка, медики или спасатели, летчики в свой праздник тоже работают. Вот и наш собеседник, летчик с 31-летним стажем Юрий Самойленко готовился сегодня сесть за штурвал.

«Репортер»: Юрий Васильевич, почему вы решили избрать именно профессию летчика?

Юрий Самойленко: Если честно, просто из-за романтики. Понимаете, в Советском Союзе это было мечтой - летчики, космонавты. В семье у меня летчиков не было и в детстве я самолеты только снизу видел. Потом в школе на день рождения мне подарили книгу Анатолия Маркуши «Вам - взлет!». Автор так красочно описывал собственные ощущения в небе, что я решил - стану пилотом. Когда я закончил 10 классов, то поехал в Киев. Два года подряд пытался пройти комиссию, но не мог, сделал несколько операций, потом пошел в среднее техническое училище. Когда открылось высшее летное училище, мне все же удалось в него поступить. Наконец, в 1979 году я, закончив училище, сел за штурвал ТУ-134. С тех пор я в небе. О выборе профессии не жалею. Облетел весь Союз и сейчас часто бываю в Европе. В общем, видел очень много, но знаете даже сейчас каждый полет не похож на другие.

«Р.»: Поговаривают, что летчикам прописывают специальную диету, насколько это правда?

Ю.С.: Конечно, для военных пилотов есть определенные рекомендации, но гражданские едят то же, что и другие пассажиры. Не рекомендуется есть только огурцы и еще некоторые продукты. Дело в том, что у нас перегрузки довольно слабые, взлет-посадка, в основном летим ровно без перегрузок, без фигур высшего пилотажа. Вот когда в училище пилотажу обучали тогда да, тогда перегрузки большие и приходилось иногда пользоваться гигиеническим пакетом, все бывало.

«Р.»: Скажите, а можете назвать самую проблемную взлетно-посадочную полосу на вашей памяти?

Ю.С.: Да есть такие полосы, знаете на старых Советских аэродромах, они выложены из плит и там много стыков. Такие полосы мы называем «стиральными досками», вот одесская полоса, и это вам подтвердят многие пилоты, одна из таких «досок». Властям давно нужно обратить на нее внимание. Она всегда была одной из самых плохих в Союзе. Но вообще, многое зависит от оборудования полосы и самого самолета.

«Р.»: Каждому роду деятельности свойственны свои особые приметы и суеверия, а у летчиков есть?

Ю.С.: Да, вообще-то есть. Например, мы никогда не называем полеты последними, только крайними. А еще есть примета, чтобы все пошло нормально и пилот обязательно вернулся домой, перед полетом нельзя шить. Даже если пуговица оторвалась, обходимся без нее, но не в коем случае не шьем ни перед полетом, ни во время него. Даже стюардессам не разрешаем шить. Они знают эту примету и берут с собой побольше запасных вещей на всякий случай.

Джерело Репортер   Автор: Кирилл Бойко