26.11.10 
Украинский военно-транспортный самолет АН-70 лучше европейского аналога А400М. Однако выпускать его серийно Украина все равно не сможет: нет финансирования и сервисной базы.

16 ноября 2010 года стал печальным днем для АНТК «Антонов» - реализация одного из его крупнейших проектов, военно-транспортного самолета АН-70, оказалась под угрозой.

Именно в этот день директор департамента финансов Минобороны Иван Марко заявил, что госфинансирование проекта в следующем году будет приостановлено, сообщил Коммерсант. По его словам, в ближайшие годы министерство будет финансировать социальные нужды армии, а также поддержание действующей техники и вооружений.

Речь идет о сумме в 480 млн. грн. ($60 млн.) - именно столько должна была вложить Украина в АН-70 в ближайшие 2-3 года. Это, однако, не все. Вторую часть в размере $70 млн. планирует вложить партнер Украины — Россия. Совместной реализации проекта должно было поспособствовать создание совместного украино-российского авиапредприятия. Идею его создания на базе государственного авиастроительного концерна «Антонов» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, Россия) 25 октября своим распоряжением одобрил Кабмин.

Однако далеко не все эксперты видят украино-российское будущее АН-70 в «розовом цвете».

У России, несмотря на сотрудничество с Украиной в проекте, тоже есть свой военно-транспортный самолет — ИЛ-476 (модифицированный ИЛ-76МФ). Потому Минобороны России, скорее всего, будет отдавать предпочтение именно этому варианту, рассказали Kyiv Post в Центре политического и экономического анализа.

В АНТК «Антонов» эту информацию опровергли, сославшись на слова Генерального директора российской объединенной авиастроительной корпорации «Транспортные самолеты" Виктора Ливанова, заявившего, что в «линейке самолетов для Минобороны РФ найдется место как для Ил-76, так и для Ан-70. Эти самолеты будут работать в разных категориях: первый – как оперативно-стратегический, второй – как оперативно-тактический».

Прыжок от радости

Однако ИЛ-476 - не единственный конкурент украинского самолета. Буквально за несколько дней до того, как Марко объявлял печальную для «Антонова» новость, в солнечной Испании президент компании Airbus Том Эндерс совершил прыжок с парашютом с борта военно-транспортного А400М, производства его же компании. Этим прыжком он «отпраздновал» отличную для Airbus новость — его клиенты согласились дополнительно профинансировать проект.

Еще в марте ряд стран и компаний достигли с Airbus предварительного соглашения об увеличении на 2 млн. евро своих контрактов и отказались от денежной компенсации, связанной с задержкой запуска А400М в серийное производство, в результате чего проект получил новое дыхание. 5 ноября документ был подписан европейским аэрокосмическим и оборонным концерном.

«Летные испытания А400М дают отличные результаты и демонстрируют надежность продукта, - отметил в пресс-релизе глава военного направления Airbus Доминго Урена, - Мы гордимся настолько быстрыми достижениями и к концу года запустим самолеты в серийное производство».

Airbus планирует произвести в целом 170 самолетов для государств-заказчиц: Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Люксембурга, Испании и Турции, за которые получит около 20 млрд. евро.

Безденежный сервис

На этом фоне будущее АН-70 выглядит сомнительно. Идея самолета у конструкторов АНТК появилась еще при Союзе, однако о серийном его выпуске всерьез заговорили лишь в 1993 году. Достаточно радужные перспективы обещало соглашение, подписанное между правительствами России и Украины. С тех пор прошло 17 лет, а АН-70 до сих пор находится на этапе завершения государственных совместных летных испытаний, сообщили Kyiv Post в АНТК «Антонов». Итоговое время для этого - 2012 год. Начало серийного выпуска — 2013.

Поскольку участие в проекте принимают как украинская, так и российская стороны, то и заказчиками стали, прежде всего, министерства обороны обеих стран.

Министерство обороны Украины планирует заказать 23 самолета Ан-70. Министерство обороны России определяется с количеством заказываемых самолетов в пределах 60-80 машин, оптимистично ответили в АНТК. Более того, заинтересованность в приобретении Ан-70 выражают и другие страны, в том числе Казахстан, Ливия, Индия, Венесуэла, ОАЭ, Оман, Кувейт, Чехия, ЮАР. В целом, экспортный потенциал Ан-70 оценивается в 400-500 самолетов.

Однако есть несколько существенных «но». Для начала экспортных поставок необходимо наладить серийный выпуск этих самолетов и получить опыт их эксплуатации в отечественных ВВС. А сделать это практически нереально, уверяют эксперты. Украина, например, в течение лет десяти никак не может «добить» заказ для Минобороны — всего 2 самолета.

Но даже в случае, если самолеты запустят-таки в серийное производство, говорить об их экспортном потенциале рано. Ведь у нас серьезные проблемы не только с производством, но и с послепродажным сервисом — обеспечением запчастями и оборудованием, ремонт самолетов при необходимости, информподдержка и инжиниринг. А это — неотъемлемая составляющая в авиастроении.

На этом фоне АН-70 проигрывает не то что Airbus, но и российскому конкуренту. Учитывая, что предшественник Ил-476 эксплуатируется уже достаточно долго, под него есть ремонтная база и обслуживание, а это очень интересует потенциальных покупателей.

Airbus, Embraer, Boeing тратят очень много денег именно на послепродажный сервис. Ведь когда авиакомпания покупает или берет в лизинг самолет, она заинтересована в том, чтоб он как можно больше находился в воздухе. Потому если возникают проблемы технического характера, должна быть сервисная база, которая обеспечит ремонт в минимально возможные сроки.

У нас с этим еще не все гладко. Ан-70 — самолет относительно новый, основные его недостатки станут известны только после проведения летных испытаний. После чего можно будет формировать и ремонтную базу и ставить «на поток» сервисную поддержку. А пока что, Украина не сильно привлекательна как партнер.

Характеристики А400М и АН-70

 

 А400М  АН-70
 Крейсерская скорость: 716-760 км/ч  Максимальная скорость: 780 км/ч
 Максимальный взлетный вес: 141т.  Максимальный взлетный вес: 145 т.
 Максимальная рабочая высота: 11 248 км.  Высота полета: 9000-12000 м.
 Объем грузовой кабины: 360 м3  Объем грузовой кабины: 400 м3
 Максимальная грузоподъемность: 37т  Максимальная грузоподъемность: 47т

 

Джерело Kyivpost   Автор: Мария Шамота