23.12.10 
В авторитетном издании Financial Times была опубликована интересная новость, касающаяся мировой авиационной отрасли. Стало известно, что 24 авиакомпании из США и стран ЕС (среди них British Airways Plc, Deutsche Lufthansa AG, American Airlines и Delta Air Lines Inc), которые не могут использовать экспортные кредитные агентства, поскольку находятся в той же стране, что и авиастроительные концерны, начали борьбу за изменение правил финансирования.

Долгое время авиакомпании (от ирландского дискаунтера Ryanair Holdings Plc до дорогих Emirates и Etihad Airways PJSC) пользовались услугами экспортных кредитных агентств для финансирования покупки самолетов, что позволяло снизить сумму начального взноса, общую стоимость кредитования и улучшить доступность кредитов.

Одна сторона считает, что подобные гарантии помогли стабилизировать производство самолетов во время финансового кризиса, несмотря на паралич кредитных рынков. Другая сторона утверждает, что подобные субсидии привели к искусственному завышению производства в условиях мировой рецессии и искажению конкуренции. Найдут ли мировые авиаперевозчики компромисс, узнаем уже на этой неделе. Вопросы относительно введения новых правил экспортного финансирования будут обсуждаться в Париже.

Пока трудно говорить о том, удастся ли авиаконцернам изменить правила игры, но уже сейчас можно утверждать, что на мировом рынке авиаперевозок ужесточится конкуренция. Борьба между крупными и мелкими мировыми авиаперевозчиками будет жесткой. Более того, в 2011 году Украина вступает в силу договор «Открытое небо». Так что наши авиакомпании тоже будут «сражаться» за место под солнцем – в соответствии с указанным договором авиакомпании из других государств получат свободный доступ к украинскому рынку авиационных пассажирских перевозок.

Позвольте напомнить, что в интервью газете «Комсомольская правда в Украине» от 8 сентября 2010 года, вице-премьер-министр Борис Колесников заявил: «В следующем году вступает в силу договор «Открытое небо»: он позволит без всяких дополнительных разрешений любой украинской компании летать в любую точку земного шара без ограничений и квот. Соответственно, и в Украину будут летать так же. И это станет мощным импульсом для развития авиации».

Вот только эксперты не разделяют оптимизма вице-премьера. По мнению директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, существует вероятность, что положение украинских авиаперевозчиков после вступления в «Открытое небо» значительно ухудшится. «Крупные перевозчики просто снизят маржу на киевском направлении в этом случае и задавят отечественные авиакомпании. Европейские low-cost-гиганты могут по цене нас просто задавить. А для наших перевозчиков останется работать только по странам СНГ и странам Азии» - считает эксперт.

Единственное, что поможет отечественным авиаперевозчикам, так это консолидация сил в борьбе с зарубежными авиакомпаниями на мировом и отечественном авиарынках. Не зря такие авиаконцерны, как British Airways Plc, Deutsche Lufthansa AG, American Airlines и Delta Air Lines Inc., Air-France-KLM стали лидерами соответствующих авиационных альянсов, в каждый из которых вошло множество авиакомпаний. Можно говорить, что авиагиганты уже «перекроили» мировой рынок авиаперевозок. И украинский рынок – на очереди. Думаю, не нужно говорить, кто победит: крупные авиагиганты или отечественные мелкие авиаперевозчики. При условии, если отечественные авиакомпании не смогут провести разумную консолидацию сил.

К сожалению, Украина пока не может «поиграть мускулами», поскольку в нашей стране нет крупного отечественного авиаконцерна, который смог бы составить конкуренцию таким авиагигантам, как British Airways Plc, Deutsche Lufthansa AG, American Airlines и Delta Air Lines Inc. (и входящим в возглавляемые ими Альянс компаниями). Если Украина, действительно хочет стать игроком на мировом рынке авиаперевозок, то у нас еще есть время создать своего авиационного игрока, с которым бы считались крупные мировые игроки.

Вот только, как показали последние события, не все власть имущие переживают за авиационное будущее Украины и не задумываются, останется ли она на мировом авиарынке. Дело в том, что в ближайшее время должна пройти продажа государственного пакета акций авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Казалось бы, кто, как ни Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), должен блюсти интересы государства. Причем, как в вопросе усиления позиций украинских компаний, так и в плане получения максимальной суммы в бюджет от продажи госимущества.

Одним из основных принципов приватизации является достижение максимального экономического эффекта от продажи объектов приватизации. Но, что мы видим. Руководство Фонда госимущества планирует по сути за бесценок продать госпакет в размере 61,58% акций МАУ господину Аарону Майбергу. О том, как Аарон Майберг хозяйничал в «АэроСвите» обильно писали в СМИ. И про попытки захвата акций у миноритарных акционеров, и про попытку вывести с баланса землю в Форосе через хитрые «кредитно-ипотечные» схемы, и про неожиданно возникшую кредиторскую задолженность (более 0,5 млрд. грн).

После целого ряда скандалов Аарону Майбергу ничего не оставалось, как подать в отставку 18 ноября 2009 года с поста главы Наблюдательного совета «АэроСвита». Теперь Аарон Майберг решил, что называется, взять реванш, получив контроль над МАУ. В ходе реализации концепции, так сказать, «адресной приватизации» МАУ, ФГИУ выбрал оценщика стоимости госпакета МАУ. Им стало ООО «Украинская экспертная группа», которое может, судя по всему, оценить госпакет акций МАУ именно так, как это выгодно Майбергу. Недаром же глава Фонда госимущества уже обмолвился, что цена продажи госпакета МАУ должна составить около 250 млн. грн. Все уже давно «расписано»?

И это в то время, когда эксперты говорят, что цена госпакета в размере 61,58% акций, сегодня рынке может стоить в два-три раза больше. Кстати, то, что цена за госпакет занижена, говорит следующий факт. Отечественная авиакомпания «ДнепрАвиа» обратилась с письмом в ФГИ, в котором предложила за госпакет МАУ - 516 млн. грн. Но Фонд не отреагировал на письмо. Поэтому, «ДнепрАвиа», а также «Донбассаэро» и «АэроСвит» (все три входят в «Украинскую авиационную группу») направили открытое письмо премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой обратить внимание на ситуацию и способствовать проведению прозрачной приватизации государственного пакета акций авиакомпании «Международные авиалинии Украины».

Сопредседатель наблюдательного совета «АэроСвита» Григорий Гуртовой сообщил: «Мы считаем, что наше предложение даст возможность объединенным украинским компаниям создать сильного игрока в мировом авиационном пространстве... Мы просим провести открытый конкурс, который бы принес выгоду государству, чтобы пришли игроки, которые готовы тратить деньги и развивать авиатранспортную отрасль». Он подчеркнул, что только консолидация украинских игроков рынка авиационных перевозок позволит им конкурировать с зарубежными компаниями после присоединения Украины к Единому авиационному пространству Европы.

Можно говорить о том, что, если продать госпакет акций на открытом аукционе, чего не хотят Майберг и руководство ФГИУ, в Украине может «родится» самостоятельный крупный игрок, который сможет на равных конкурировать с мировыми авиаконцернами. Кстати, если вернуться в начало статьи, то в случае, если авиагигантам удастся поменять правила игры, то у будущего украинского консолидированного отечественного авиаперевозчика появится возможность отвоевать долю авиарынка у мелких зарубежных авиаперевозчиков. Ну а если на пока еще гипотетически возможном конкурсе (при проявлении правительством доброй воли, а чиновниками ФГИ – совести) победит не «Днеправиа», по крайней мере удастся получить в госбюджет гораздо большую сумму, нежели та, о которой, предположительно, договорились Майберг и Рябченко.

Понимает ли это правительство? Думаю, да. Стоит ожидать от руководства страны адекватных действий по отношению к антигосударственной политике Фонда госимущества…

Джерело Фраза   Автор: Игорь Совичев