12.01.11 
ImageИнтерес России к проекту Ан-70 оформляется в конкретные шаги: уже выбрана производственная площадка для самолета, а в бюджетные планы заложен выпуск 60 единиц техники до 2020 г. Эксперты связывают активизацию наших партнеров с неудачами по другим военно-транспортным проектам — Ил-112 и Ил-476

Украина и Россия будут изготавливать военно-транспортный самолет на двух основных производственных площадках — в Киеве (завод «Авиант») и Ульяновске («Авиастар-СП»). Об этом сообщили в пресс-службе ГП «Антонов». Такое решение было принято на совместном совещании представителей российского и украинского авиапромов в Киеве. Кроме того, в производственном процессе будет задействован завод в Казани (КАПО им. Горбунова, входит в ОАК), на котором для Ан-70 изготавливают крыло. Возможные сроки начала постройки Ан-70 в России стороны не называли, указывая только, что это произойдет после завершения сертификационных испытаний самолета. По оценкам замгенконструктора «Антонова» Александра Кивы, на их проведение необходимо 1,5-2 года.

Отметим, выбор производственной площадки для Ан-70 в России — один из первых конкретных шагов наших партнеров по этому проекту, наряду с включением этой машины в программу вооружений России. Именно упоминание Ан-70 в этой программе, формирующей основу для госзаказа на самолет, стало толчком для активизации сотрудничества украинских и российских промышленников. Возобновилось и финансирование работ над Ан-70 со стороны России. По данным «i», последний транш от России на сумму 400 млн. руб. был получен в четвертом квартале прошлого года, причем значительная часть этих денег не ушла обратно на российские предприятия в качестве расчета за поставленные комплектующие, а осталась в Украине. Александр Кива подтвердил, что Россия выделяла средства на Ан-70 в 2010 г. и запланировала поступления на 2011 г., однако суммы уточнить отказался. «Если раньше мы более скептически относились к тому, что Россия возобновила финансирование, ведь деньги в основном все равно уходили обратно, то теперь действительно можно говорить о серьезности ее планов по этому самолету»,— отмечает директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.

О долговременности планов соседей в отношении Ан-70 говорит и объем производства этого самолета на территории России, заложенный в программе вооружений до 2020 г. Эти цифры пока не озвучивались официально, однако, по информации «i», речь идет о 60 единицах Ан-70. Александр Кива вчера не подтвердил эту информацию, но сказал, что она может быть близка к реальности. С объемами производства самолета в Украине пока меньше ясности. На серийном заводе «Авиант» имеются заделы на два самолета, заказчиками которых выступает Минобороны Украины. Степень их готовности составляет более 50%. Ближайшее будущее этих машин выглядит не вполне определенным — Минобороны заявило о приостановке финансирования проекта как минимум до 2013 г.

«В любом случае информация о планах строительства Ан-70 в Ульяновске позитивна и для Украины. Во-первых, доля украинских комплектующих даже в российском серийном экземпляре будет достаточно весомой, и наши предприятия получат возможность заработать. Во-вторых, ГП «Антонов» как разработчик машины получит прибыль от дизайнерско-конструкторского сопровождения Ан-70. И, наконец, чем большее число самолетов будет летать, тем шире его перспективы на мировом рынке военно-транспортной авиации»,— рассуждает господин Бадрак.

Тем не менее некоторых экспертов заставил насторожиться выбор производственной площадки для строительства Ан-70 в России. Так, в Центре экономического и политического анализа напоминают, что уже около пяти лет на «Авиастаре» пытаются приступить к серийной сборке военно-транспортного самолета Ил-476, однако пока эти планы остаются нереализованными. «Ил-476 — это всего лишь продолжение семейства Ил-76, который выпускается уже более 30 лет. Если они не могут освоить уже фактически готовый самолет, что тогда говорить о совершенно новом для Ульяновска Ан-70?» — вопрошает один из экспертов Центра. В данный момент «Авиастар», по данным ЦЕПА, выпускает только один серийный самолет — пассажирский Ту-204, в количестве около пяти единиц в год. Добавим, также на мощностях этого предприятия планируется возрождение выпуска модернизированных «гигантов» — Ан-124 «Руслан» (согласно госпрограмме вооружений, с 2015 г.).

А в Центре исследования армии, конверсии и разоружения считают, что именно проблемы с собственными военно-транспортными разработками заставляют Россию демонстрировать признание перспективности Ан-70. «Сейчас можно констатировать, что российские военно-транспортные проекты — Ил-112 и Ил-476 — фактически потерпели фиаско. Даже при том, что деньги на их разработку были освоены, результатов на выходе нет. Это, на наш взгляд, указывает на то, что Россия потеряла технологическую цепочку по созданию военно-транспортных самолетов. Сейчас они для того и идут на сближение с украинским авиапромом, чтобы подтянуть свой технологический цикл в этой нише»,— уверен Валентин Бадрак.