12.01.11 
ImageНет печальнее участи для предмета искусства, чем быть проданным на аукционе частному коллекционеру, который потом погребет его в своем, скрытом от глаз публики, собрании. Нечто подобное может произойти с крупнейшей украинской авиакомпанией «Международные авиалинии Украины». Недавно Фонд госимущества сообщил, что намерен приватизировать 61,58% акций МАУ. Вот на этот пакет и положил глаз известный «коллекционер» авиакомпаний, каким в последние пару лет зарекомендовал себя «ПРИВАТ».

Внешне борьба за МАУ выглядит так. Сначала компания «Днеправиа» заявила, что готова выложить за госпакет МАУ 516 млн. грн. «Днеправиа» в письме главе ФГИУ называет себя «одной из ведущих, наиболее авторитетных и опытных авиакомпаний на рынке Украины». Конечно, если сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Это как раз тот случай. Ведь прошлый год «Днеправиа» закончила с убытком 274,723 млн. грн., а резко увеличенный за счет покупки подержанных Embraer’ов флот еще нужно загрузить работой. По словам зампреда правления ОАО «АК Днеправиа» Сергея Криворотченко, «Днеправиа» «имеет все возможности для приобретения пакета МАУ и выведения компании на качественный уровень работы». Ой ли?..

Затем подтянулась «Украинская авиационная группа», членом которой является «Днеправиа», и заявила о своей поддержке притязаний последней. Вадим Швитай, исполнительный секретарь альянса «Украинская авиационная группа», подчеркивает, что «эта компания динамично развивается». Похвалили все-таки…

Наконец, появился еще один соискатель – «Роза Ветров», предложившая ФГИУ 492,9 млн. грн. В письме к председателю ФГИУ гендиректор авиакомпании «Роза Ветров» Владимир Каменчук подчеркивает, что ее инвестиции в МАУ «позволят улучшить уровень предоставления услуг на рынке авиаперевозок в Украине». «Роза Ветров» лишилась почти всех частот на Москву, и ей теперь делать больше нечего, как покупать и развивать МАУ…

Интернет просто забит тремя авиационными ньюсмейкерами. А из интернета их шумные заявления и похвальба распространяется в печатные СМИ и в телеэфир. Что может подумать неискушенный потребитель новостей? Какая активная борьба за актив! Какая конкуренция предложений! Какая забота о государственных интересах! Да здравствует свободная конкуренция!

На самом деле, все не так просто. Вся эта информационная пена расходится из одного источника. А в том, что ее так много и она везде просачивается, заслуга группы «ПРИВАТ», которая, помимо авиакомпаний, коллекционирует и СМИ тоже.

Итак… «Днеправиа», та самая, которая никак не может улучшить свои собственные показатели, входит в упомянутый альянс «Украинская авиационная группа», наряду с двумя другими авиакомпаниями - «Аэросвит» и «Донбассаэро». Здесь все понятно – рука руку моет. На борьбу с конкурентом от альянса делегирована «Днеправиа».

«Но как же «Роза»?», – может спросить тот же неискушенный читатель. «Роза» здесь тоже совсем не просто так. В этом году на рынке стало известно, что «ПРИВАТ» «Розу», скажем так, взял и купил. Правда, старается эту свою победу не афишировать, чтобы Антимонопольному комитету не был так очевиден монополизм на украинском рынке пассажирских авиаперевозок. Извините, но 60% (совокупная доля «Аэросвита», «Днеправиа», «Донбассаэро» и «Розы Ветров») рынка в одних руках.. Если это – не монополизм, то что тогда монополизм вообще?..

МАУ, с ее 30-процентной долей рынка, остается единственным крупным украинским авиаперевозчиком вне «ПРИВАТной» коллекции. Как такое можно вытерпеть?

Обратим внимание неискушенных потребителей информации, что все соискатели настаивают на продаже госпакета на открытом аукционе. При этом их мало волнует, что акционеры МАУ, согласно Уставу компании, а также в соответствии с Законом Украины «Об акционерных обществах», обладают преимущественным правом на покупку госпакета компании. Знаем мы этих коллекционеров, ради предмета своего вожделения они готовы пойти на что угодно… Вплоть до сакраментального: «Так не доставайся же ты никому!».

А многие СМИ упорно не замечают альтернативных точек зрения на предмет. Например, игнорируют мнение руководства и трудового коллектива самой МАУ. В открытом письме премьер-министру МАУ пишет, что «тот факт, что «Днеправиа» делает подобные заявления (за пределами экономического и юридического смысла) свидетельствует о том, что реальной целью является далеко не желание обеспечить поступление в бюджет Украины и развитие МАУ». Действительно, не срыв ли приватизации МАУ является настоящей целью «Днеправиа»? Так уже было, когда собирались приватизировать «Аэросвит»...

«Коллекционные» издания не поднимают тему недобросовестной конкуренции со стороны «Днеправиа», которая не позволяет той же МАУ начать внутренние и международные рейсы из аэропорта «Днепропетровск», входящего в структуру авиакомпании «Днеправиа». Это ведь не выгодно.

Но зато они охотно навязывают мнение, высказанное помощником гендиректора «Аэросвита» по связям с общественностью Сергея Куцего, что, мол, «сетевые авиакомпании смогут противостоять не только кризисным явлениям, но и иностранным операторам рынка, которые скоро появятся в украинском небе». При этом даже никто не задается вопросом: а способна ли вся разноцветная «коллекция» «ПРИВАТа» составить конкуренцию хотя бы одной Lufthansa, чей флот составляет почти 400 самолетов, или двум европейским бюджетным авиакомпаниям «Ryan Air» и «EasyJet», которые в совокупности располагают аналогичным флотом?..

Думается, что когда Украина откроет небо для транснациональных авиаперевозчиков, то о коллекции «ПРИВАТа» не будут напоминать даже логотипы на бортовых судках.

Коллекционирование – вещь азартная, хотя, что называется, на любителя. Нравится – пожалуйста. Но только в том случае, если это не затрагивает жизнь других людей и не идет во вред государству. В данном случае такое «коллекционирование» называется монополизацией отрасли, которая ей категорически противопоказана.

Еще 1 ноября 2005 года народный депутат Юрий Кармазин по поводу аппетитов «ПРИВАТа» хорошо сказал: «Очевидно, у всех сразу закрываются глаза, когда появляется группа «ПРИВАТ» с ее финансовыми возможностями. Я понимаю, что эти возможности большие, но думаю, что закон будет выше». Надеемся на это и мы…

Джерело Кіевскій ТелеграфЪ   Автор: Петр Сергеев