15.03.11 
Сразу два крупнейших авиаперевозчика – "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и "АэроСвит" – изменили стратегию работы на рынке. В прошлом году компании существенно расширили географию полетов, начав конкурировать друг с другом на большем числе маршрутов. Кризис ослабил позиции обеих компаний, говорят эксперты, и у них осталось немного времени, чтобы окрепнуть перед грядущей либерализацией рынка.

Во времена перемен

Если в 2009 году совокупная доля трех крупнейших украинских перевозчиков – "АэроСвита", МАУ и "Днеправиа" – в общем объеме бронирования составляла 35%, то в 2010 году она выросла до 41%, сообщил генеральный менеджер компании Amadeus (оператор бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев. Причем если "АэроСвит" увеличил перевозки пассажиров на регулярных и чартерных рейсах на 24,4%, до 1,71 млн человек, то крупнейшая авиакомпания – "Международные авиалинии Украины" – только на 14%, до 1,78 млн. А в сегменте регулярных перевозок "АэроСвит" и вовсе лидирует: по данным Ассоциации европейских авиалиний, в прошлом году эта авиакомпания перевезла 1,7 млн пассажиров (+35,3% к 2009 году) на регулярных рейсах, а МАУ – 944 тыс. (+20,1%).

Причем, по словам экспертов, обе авиакомпании в прошлом году изменили стратегию работы на рынке. "Раньше маршруты компаний практически не пересекались. МАУ развивала направления на Западную Европу, а 'АэроСвит' – на Ближний Восток, СНГ, Восточную Европу, а также дальнемагистральные рейсы в США, Канаду, Индию и Таиланд,– отметил господин Муровцев.– Это была политика перевозчиков и позиция Госавиаслужбы". По словам менеджера, теперь перевозчики начали активно конкурировать друг с другом на многих маршрутах в Среднюю Азию, Западную Европу и на Ближний Восток. Кроме того, МАУ теперь конкурирует на внутренних маршрутах с "Днеправиа" – партнером "АэроСвита" по альянсу "Украинская авиационная группа" (включает также "Донбассаэро").

За прошлый год "АэроСвит" открыл 21 направление: в страны Балтики, Восточной и Западной Европы, Закавказья, Центральной Азии и России. А в МАУ приняли решение развивать полеты на Восток и вернуться на рынок внутренних перевозок. "Обе компании перестали развиваться однобоко,– считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.– 'АэроСвит' вышел в европейские города второго эшелона, а для МАУ одним из удачных новых направлений стал Тель-Авив". По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, развитие сети перевозчиков отражает изменение спроса: "Раньше политическая элита и бизнес ориентировались на Запад, сейчас ситуация изменилась".

Оба перевозчика отмечают, что предыдущие модели их развития не оправдали себя во время кризиса. По итогам 2009 года "АэроСвит" потерял 44,8% клиентов при общем падении рынка на 16,99%, а МАУ сократила перевозки на 7,6%. "Перепозиционировали они себя правильно и вовремя",– заявил Алексей Муровцев. Он напомнил, что недавно у МАУ появился новый собственник – основатель "АэроСвита" Арон Майберг: "Возможно, в работу МАУ привносятся элементы, апробированные на 'АэроСвите'". Со сменой акционеров в конце 2009 года началось и активное развитие "АэроСвита". Перевозчик существенно укрепил рыночные позиции благодаря созданию альянса "Украинская авиационная группа" – его участники формируют общее расписание полетов и используют совместный авиапарк.

Общие цели

Основная борьба авиакомпаний будет вестись за полеты в страны Ближнего Востока и Средней Азии – западноевропейский рынок по темпам роста будет отставать, уверен Олег Пантелеев. По данным IATA, Ближний Восток в прошлом году показал самый большой рост пассажирских перевозок – 17,8%, тогда как Европа – 5,1%. Кроме того, в большинстве европейских стран конкуренция гораздо жестче благодаря действию соглашения "Об открытом небе". В текущем году к этому договору должна присоединиться и Украина. "Украинский рынок станет полностью открытым для сильных зарубежных конкурентов – это ослабит позиции локальных перевозчиков",– отметил господин Пантелеев.
Но самым большим достижением для МАУ и "АэроСвита" в конце прошлого и начале этого года стало решение увеличить присутствие на рынке России, считает Ирина Кава: "Это позволит компаниям увеличить количество стыковок в 'Борисполе' для дальнейшей перевозки пассажиров в Европу и Северную Америку". В МАУ говорят, что планируют летать в Самару, Краснодар и другие региональные центры России: "Эти направления логичны для нас, как перевозчика в Западную Европу. Мы также надеемся, что после многих лет устойчивых просьб авиакомпании Госавиаслужба назначит МАУ на маршруты в Москву и Санкт-Петербург". "АэроСвит" в этом году планирует расширить воздушное сообщение с Новосибирском и Краснодаром. Кроме этого, компания недавно подписала код-шеринговое соглашение с российским "Аэрофлотом" о совместных полетах по маршруту Киев–Москва.

По словам Олега Пантелеева, в этом году планируется поочередный ремонт взлетно-посадочных полос московских аэропортов "Внуково" и "Домодедово". "В эти периоды московский авиаузел будет перегружен. Для украинских компаний, развивающих маршрутную сеть в Европу, это неплохая возможность увеличить загрузку своих рейсов",– отметил господин Пантелеев. По его словам, нескольких месяцев будет достаточно, чтобы компании представили свой продукт на рынке: "Если продукт конкурентоспособен, потребитель будет пользоваться услугами компаний и в дальнейшем. Если нет, российские компании быстро отыграют ситуацию".

С разрешения

Сейчас развитие обеих компаний зависит от получения разрешений на полеты. "Мы долго добивались назначения в Тель-Авив и боролись за полеты в Днепропетровск, не первый год пытаемся получить назначения в Москву и Санкт-Петербург",– говорят в МАУ. В "АэроСвите" в свою очередь заявляют, что не могут получить назначения в 15 западноевропейских городов, в том числе в Милан, Рим, Париж, Барселону, Цюрих и Женеву. Последние десять лет эксклюзивные права на полеты в эти города имеет МАУ, но соответствующее решение Госавиаслужбы истекает в июле этого года. Из-за различных ограничений, предусмотренных двусторонними межправительственными соглашениями, "АэроСвит" не может увеличить интенсивность рейсов в Дели, а также выполнять полеты в Казань, Гоа, Бейрут, Тегеран, Исламабад и другие пункты.

Пока нерешенным остается и вопрос рекомендации Антимонопольного комитета Министерству инфраструктуры внести изменения в порядок выдачи слотов авиакомпаниям. В Антимонопольном комитете полагают, что министерство не должно допустить монополизации авианазначений компаниями, связанными отношениями контроля, и не выдавать им назначения на один и тот же маршрут, а также пересмотреть уже выданные перевозчикам слоты. Сейчас общие совладельцы у трех украинских авиакомпаний: структуры группы "Приват" контролируют "Днеправиа" и владеют долей в авиакомпании "АэроСвит", которой в свою очередь принадлежит авиакомпания "Донбассаэро". В Мининфраструктуры пока не комментируют заявление АМКУ.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына