05.05.11 
Всеукраинский профсоюз пилотов выступает против инициатив Минздрава по вводу дополнительных психофизиологических экспертиз для работников транспортных предприятий. Об этом сообщило руководство профсоюза.

Согласно сообщению, соответствующий проект постановления Кабинета Министров Украины «Вопросы организации проведения психофизиологической экспертизы работников, занятых на работах повышенной опасности и требующих
профессионального отбора»,  разработанный Министерством здравоохранения, вынесен на общественное обсуждение. Как отмечается в сообщении, Всеукраинский профсоюз пилотов тщательно проанализировал проект постановления и сообщает, что  «категорически не поддерживает его по ряду причин». Как заявляют в профсоюзе, данный проект не имеет целью улучшить процедуру проведения  профессионального отбора, повысить уровень безопасности на производстве и решить проблемы «человеческого фактора». По мнению пилотов, он является лишь основанием для необоснованного использования дополнительных бюджетных средств, а впоследствии средств работодателей и персонала, поскольку проектом предусмотрено, что работодатель должен  платить 0,21 минимальной заработной платы за проведение психофизиологической  экспертизы, при этом существующие экспертизы и осмотры также не отменяются. «Поскольку законопроект не отменяет предыдущие нормы, в том числе  международные, то внедрять дополнительные, дублирующие нормы категорически  нецелесообразно», - отмечается в документе. По данным профсоюза, на сегодняшний день при приеме на обучение в летных учебных заведениях курсанты (студенты) проходят профессиональный отбор согласно действующему законодательству, а именно: совместному приказу Министерства здравоохранения Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда «Об утверждении Перечня работ, где есть потребность в профессиональном отборе»  от 23.09.1994 г. № 263/121. Кроме того, пилоты проходят ежегодную медицинскую сертификацию согласно международным требованиям JAR-FCL 3 (введены в действие приказом Госавиаслужбы от 27.03.2006 г. № 223, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.04.2006 г. под № 426/12300), которые содержат все требования к медицинскому освидетельствованию (физиологические, психологические, неврологические и психиатрические). При этом JAR-FCL 3, именно как требования, не предполагают
проведения дополнительных обследований и ограничений, которые могут устанавливаться подзаконными актами, отмечают в профсоюзе. Также, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 27.09.2000 г.  № 1465, летный состав обязательно ежегодно проходит обследование у врачей психиатра и нарколога, для получения соответствующих сертификатов.

«Учитывая  вышеприведенное, Всеукраинский профсоюз пилотов предупреждает всех транспортников о негативных последствиях дополнительных психофизиологических экспертиз», - отмечается в  сообщении профсоюза.

Напомним, Проект постановления КМУ «Вопросы организации проведения психофизиологической экспертизы работников, занятых на работах  повышенной опасности и требующих профессионального отбора» разработан Министерством здравоохранения и целью его, как указывают разработчики, является определение процедуры, организации и порядка проведения психофизиологической экспертизы работников, занятых на работах повышенной  опасности и требующих профессионального отбора. В документе к видам работ, требующим профессионального отбора, отнесены: все виды подземных работ; работа в кессонах, барокамерах, замкнутых пространствах; водолазные работы; работы на высоте, верхолазные работы; работы, связанные с обслуживанием действующих электроустановок; работы, связанные с использованием взрывчатых материалов; аварийно-спасательные работы по гашению пожаров; работы, связанные с управлением наземным, подземным, воздушным и водным транспортом; работы, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (в т.ч. диспетчерами авиационного, железнодорожного, подземного и водного транспорта; операторами трубопроводного транспорта; диспетчерами и операторами объектов повышенной опасности и др. (по перечню, установленному постановлением КМУ от 15 октября 2003 г. № 1631).