15.09.11 
14 сентября в международном аэропорту «Борисполь» состоялось подписание меморандума между руководством аэропорта, «Украерорухом» и ведущими авиакомпаниями о внедрении системы CDM-А. Как утверждают инициаторы проекта из «Евроконтроля», это приведет к существенному снижению расходов операторов рынка и повысит пунктуальность авиакомпаний.

Обслуживание пассажиров улучшится, задержки рейсов останутся в прошлом, а авиакомпании сэкономят миллионы. Именно в этом смысл подписанного в «Борисполе» меморандума между аэропортом, авиадиспетчерами, авиакомпаниями и другими  службами, по внедрению одной из последних новинок европейской организации диспетчеров «Евроконтроль» - системы CDM-А (совместное принятие решений).

Система предполагает наладить такой обмен информацией, который даст возможность контролировать и устранять все «узкие» места в аэропорту, при обслуживании техники, пассажиров и поставке различных комплектующих. Собственно, новая система эта своего рода он-лайн «работа над ошибками». При возникновении сбоев диспетчер или специальный менеджер может оперативно устранить сбой или заранее подсказать, как его устранить.

На Западе это работает. По идее должно работать и у нас. Эксперты «Евроконтроля» даже высчитали конкретный экономический эффект от нововведения. «Благодаря внедрению системы CDM-А можно существенно экономить. Например, в год в Борисполе осуществляется порядка 4 тыс. взлетно-посадочных операции, если оптимизировать процесс и «сэкономить» всего одну минуту при каждой «рулежке» самолета после посадки или при взлете, то в целом по аэропорту Борисполь это даст экономию в 104 т авиатоплива в год, сокращение выбросов СО2 - на 167 т, а для конкретной авиакомпании позволит снизить расходы на €52 тыс. в год. Например, внедрение системы CDM-А в Мюнхене, авиакомпании Lufthansa дало за прошлый год экономию в €2,7 млн.», - отметил эксперт «Евроконтроля» Дейв Хог. Правда, ответа на вопрос, сколько сэкономленных минут получат украинские авиакомпании или аэропорты, нет. Чиновники говорят о необходимости в начале «втянутся в бой», а после будет виден эффект.

Между тем, внешне вполне эффективная система может не заработать в украинской реальности. Один из главных компонентов системы это обмен информацией между всеми участниками процесса. Не секрет, что в этом плане в Украине существуют проблемы. У каждой системы свои базы данных, которые работают на разных программных продуктах. Унифицировать их зачастую не представляется возможным.

Следующий момент заключается в обучении персонала и его способности оперативно выполнять все инструкции. Если на Западе достаточно нажать на кнопку, то в том же «Борисполе» требуется заполнение целого набора формуляров, а потом занесение их в компьютер. Все это время. Нельзя сказать, что на пути оптимизации ничего не делается, но, как всегда это бывает, процесс модернизации идет крайне медленно. К тому же в Украине не такая интенсивность полетов, которая существует в Европе, поэтому и службы делают скидку на размеренность работы персонала.

Отдельный момент работа авиадиспетчеров. Многие пилоты утверждают, что в «Борисполе» существует некий «сговор» диспетчеров в отношении некоторых авиакомпаний. Одних заводят на посадку минута в минуту, других отправляют кружить по 10-15 минут, либо дают такую схему захода на посадку, которая предполагает определенный налет миль. Все это дополнительные расходы. В цене авиабилета они, конечно, малы - пара сотен долларов на стопятидесятиместный самолет, но все же это расходы, и оптимизацией это назвать никак нельзя. Руководство «Украероруха» такой сговор упорно отрицает, но если собрать воедино все факты, «нащупать» проблему можно. Уйдет ли в прошлое такая схема работы вопрос будущего.

Ряд экспертов отмечают, что подписание меморандума это скорее уступка «Евроконтролю». Украина стремится получить как можно больше преференций этой организации и поэтому соглашается на внедрение ее инструментов в повседневную работу. Но использование этих инструментов и подписание меморандумов о внедрении - разные вещи.