Изготовитель - "Лилиенталь"
Самолет Х-32 "Бекас" сочетает исключительную легкость пилотирования с простотой обслуживания, доступностью обучения, безопасностью эксплуатации при минимальной стоимости. Безопасность в воздухе обеспечена безупречным поведением машины на режимах сваливания и болтанки, безопасность при аварийном приземлении - продуманной конструкцией, защищающей экипаж. 
- Самолет имеет следующие особенности:
 - щелевые закрылки, обеспечивающие уникальные взлетно-посадочные характеристики;
 - двигатель сзади и толкающий винт, определяют максимальный КПД винта;
 - комфорт и исключительный обзор из кабины;
 - наличие системы спасения самолета с экипажем;
 - раздельное торможение колес и мощный обдув оперения, обеспечивающие удивительную маневренность на земле;
 - возможность применения широкой номенклатуры двигателей от 60 до 100 л.c.;
 - малый вес конструкции и низкий расход горючего, определяющие крайне низкие эксплуатационные расходы;
 - использование автомобильного бензина с обычных заправочных станций;
 - рессорное шасси, практически не требующее обслуживания (патентная защита);
 - возможность трансформации в различные варианты;
 - самолет способен выполнять многие фигуры сложного пилотажа: "мертвые петли" "штопор", "бочки" и другие, а также выполнять управляемое парашютирование, т.е. сохранять управляемость на срывных режимах полета.
 
Разработаны и выпускаются следующие модификации самолета: "УТ" (Учебно-тренировочный), "Н" (Гидро), "СХ" (сельскохозяйственный)
"УТ" - имеет дублированное управление и используется для обучения и восстановления навыков пилотирования у летчиков.
"СХ" - оснащается системой для химической обработки полей объемом до 200л.
"Н" - имеет поплавковое шасси, и особенную конструкцию, позволяющую эксплуатацию на море.
Х-32 "Бекас" эксплуатируется с 1993 года в разных условиях и климатических зонах от Франции до Камчатки и от Южной Африки до Прибалтики. Доказано, что самолет надежен и вынослив. По аэродинамической компоновке самолет представляет собой подкосный высокоплан с толкающей силовой установкой, Т-образным хвостовым оперением, трехопорным неубирающимся шасси с самоориентирующимся носовым колесом и тормозными колесами. Самолет двухместный, с тандемным расположением пилотов, второй пилот расположен в центре тяжести самолета.
На самолете устанавливается поршневой двигатель Rotax-582 (64 л.с) или Rotax-912 (80:100 л.с) по желанию заказчика. Винт переставного шага ВПШ-2 "Дончак" или аналогичный. Возможность различной комплектации силовой установки позволяет гибко варьировать мощность, ресурс и цену, наиболее подходящую для эксплуатанта.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты днем в простых метеоусловиях по правилам визуальных полетов, используя в качестве ВПП (взлетно-посадочная полосы) грунтовые, снежные и водные поверхности, в зависимости от типа шасси.
Установка радиосвязи и дополнительно пилотажно-навигационное оборудование, посадочных фар, БАНО - по желанию заказчика. Возможно оборудование самолета системой отопления для эксплуатации в соответствующих условиях и система спасения СЛА с экипажем.
Основные характеристики и показатели Х-32  | |
  | |
Максимальная скорость горизонтального полета  | 158 км/ч  | 
Крейсерская скорость  | 125 км/ч  | 
Скороподъёмность у земли  | 4 м/с  | 
Практический потолок  | 4000 м  | 
Взлетно-посадочные характеристики (на искусственных площадках)  | |
Скорость отрыва  | 65 км/ч  | 
Скорость посадочная  | 60 км/ч  | 
Длина разбега  | 50 м  | 
Длина пробега  | 30 м  | 
Эксплуатационные ограничения  | |
Максимальная взлетная масса  | 450 кг  | 
Максимальные перегрузки  | +4.4 / -2.2  | 
Максимальная эксплуатационная скорость (не превышаемая)  | 180 км/ч  | 
Максимальная скорость маневрирования  | 159 км/ч  | 
Скорость сваливания (в посадочной конфигурации)  | 57 км/ч  | 
Крен при выполнении виражей  | 180°  | 
Допустимая скорость ветра  | |
встречного  | 12 м/с  | 
бокового (45°)  | 7 м/с  | 
бокового (90°)  | 5 м/с  | 
Эксплуатационные показатели  | |
Объем крыльевых топливных баков (вариант)  | 50 л  | 
Объем фюзеляжного топливного бака (вариант)  | 40 л  | 
Часовой расход топлива  | |
на взлетном режиме  | 14-17 л/ч  | 
на крейсерском режиме  | 11-15 л/ч  | 
Продолжительность полета с полезной нагрузкой  | |
обычная  | 3.3 ч  | 
варианта с 90 л топлива  | 7.5 ч  | 
На самолете с Rotax-912 максимальна взлетнаямасса повышена до 550 кг (90 л топлива) с ограничением перегрузки до 3.8/-1.9, при этом максимальная скорость горизонтального полета составляет 175 км/ч, скороподъемность 5-8 м/с, скорости сваливания возрастают на 10 км/ч. На этих самолетах устанавливается система отопления. 
Геометрические данные  | |
крыло  | |
размах  | 9 м  | 
площадь  | 12.33 м2  | 
cредняя аэродинамическая хорда  | 1.37 м  | 
удлиннение  | 6.59 м  | 
профиль  | NACA4412  | 
фюзеляж  | |
длина  | 6.25 м  | 
ширина по кабине  | 0.7 м2  | 
высота по кабине  | 1.31 м  | 
колея/база  | 1.7/2.1 м  | 
диаметр/ширина колес  | 400/100 мм  | 
воздушный винт  | |
тип  | переставного шага  | 
диаметр  | 1700...1750 мм  | 
