19.04.21 

ImageНесмотря на непродолжительную боевую работу во время российской агрессии нашей военной авиации, она сыграла значительную роль в освобождении захваченных врагом территорий. В сентябре 2014-го по договоренности сторон авиация прекратила выполнять боевые задачи.

Воздушные силы ВСУ имеют на вооружении авиапарк советских самолетов, который постоянно устаревает и нуждается в замене. Истребители МиГ-29, несмотря на конструктивную надежность и неутомимую работу инженерно-технического состава, все же из прошлой эпохи. Устарел не только самолет, а и боеприпасы с  боекомплектами.

В условиях войны поставка запчастей была прекращена. Эксплуатация истребителей МиГ-29, Су-27, штурмовиков Су-25 и бомбардировщиков Су-24 значительно осложнилась. Частые поломки на этих образцах не редкость. Это результат того, что в последние тридцать лет в армию не поступило ни одного нового самолета. Причем мы ухитрились продать за границу более 200 самолетов и военных вертолетов, среди которых 26 истребителей МиГ-29.

В интервью сайту РБК-Украина командующий Воздушных сил ВСУ генерал-полковник Сергей Дроздов заявил: в ближайшие 10 лет советские самолеты не смогут выполнять поставленные задачи. Украинская военная промышленность не имеет возможности разрабатывать и выпускать боевые самолеты.

По словам командующего: "У нас нет соответствующей научной базы, мощностей производства, опыта. Украина может выпускать только военно-транспортные самолеты. Нам необходимо минимум 10 лет и 10 млрд долларов только на создание прототипа боевого самолета".

По мнению военных специалистов, решить проблему необходимо за счет закупки авиатехники за рубежом.

Корреспондент АрмияInform обсудил проблемы перевооружения военной авиации в разговоре с членом Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Игорем Копытиным.

 

Все наши соседи уже перешли на более современные виды техники.

- По вашему мнению, соответствуют современным требованиям боевые самолеты ВВС Украины?

- К сожалению, боевая авиация Украины сейчас не отвечает современным требованиям. Наши самолеты - это разработки 70-х, 80-х годов прошлого столетия. Их хоть и модернизировали определенное время, но они так и остались самолетами базового 4-го поколения. Системы управления, наведения, обмена информацией не соответствуют реалиям и могут обеспечить ведение боевых действий на приличном уровне только против противника, оснащенного такой же техникой. Но все наши соседи уже перешли на более современные виды техники, как минимум - поколение 4 ++.

- Жизненный цикл боевой техники ограничен временем. Мог -29, Су-27, Су-25, Су-24 в Украине не выпускали, и ресурс их модернизации конечный. Перед постоянной угрозой агрессии РФ не пора ли перейти от разговоров к реальным шагам по обновлению боевого парка нашей авиации?

- Да, конечно, ресурс как самолета, так и возможностей его модернизации ограничены. Если отдельные виды оборудования можно заменить, усовершенствовать, то планер, силовой набор постоянно подвергается перегрузке, вибрациям, коррозии и тому подобное. Поэтому иногда смысла проводить дорогостоящую модернизацию оборудования нет из-за ограничений ресурса планера.

Из реальных шагов прямо сейчас, точнее еще раньше, следовало определиться с тем, чем должны заменить существующий парк боевых самолетов. До сих пор такого решения нет. А еще надо провести переговоры, найти средства, адаптировать инфраструктуру, осуществить закупку, подготовить персонал. Но без первого шага - определение типа самолета - другое невозможно реализовать.

- Какими самолетами, на ваш взгляд, целесообразно заменить устаревший авиапарк ВС Украины?

- Замена устаревшего парка требует серьезного обсуждения и оценки боевого потенциала с учетом имеющихся финансовых ресурсов, стоимости жизненного цикла, возможности привлечения отечественных предприятий к обслуживанию, ремонту самолетов, которые закупят. Часть средств, затраченных на перевооружение боевой авиации, должны остаться работать в Украине.

Так, самолеты 5-го поколения нам вряд ли удастся получить. Они имеют уникальные технологии, а стоимость их эксплуатации для нас высокая. В то же время самолетов поколения 4 ++ на рынке значительно больший выбор, стоимость эксплуатации отдельных типов приемлема, поэтому этот вариант оптимальный.

Следует активизировать программы создания национального боевого вертолета

- Какие боевые вертолеты иностранного производства желательно приобрести для усиления обороноспособности Украины?

- Я бы не рассматривал вариант исключительно закупки вертолетов иностранного производства. У нас уже сделано достаточно серьезный задел в производстве комплектующих к существующему парка вертолетов, как и самих вертолетов на АО "Мотор Сич". И с точки зрения поддержки национального производителя я бы рассматривал возможность активизации программ по созданию национального боевого вертолета в собственной стране.

- Существует краткосрочная и долгосрочная программы перевооружения боевой авиации Украины?

- Программы, насколько известно, еще нет, есть только видение Воздушных Сил ВСУ, которое должно перерасти в долгосрочную и краткосрочные программы после определения конкретного типа самолета и понимание наличия финансовых ресурсов.

- В свете последних событий вокруг границы с Россией, не стоит немедленно начать работу по закупке истребителей, которые выпускают страны НАТО?

- Такую работу следует активизировать, но только с учетом наших потребностей, возможности многоцелевого использования и унификации типов для большинства родов войск. А приоритет в выборе должны отдавать нашим партнерам - государствам, которые нас поддерживают в борьбе с агрессором, у которых сможем и дальше получать запчасти для поддержания парка в боевом состоянии, его обновления.

 

- Самый важный вопрос: кто несет ответственность за перевооружение боевой авиации?

- Такую ответственность должен нести Министерство обороны и его должностные лица, которые отвечают за обеспечение наших Вооруженных Сил современной, эффективной боевой техникой, способной противостоять российскому агрессору. Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод: направляясь в НАТО, Украине необходимо иметь на вооружении боевую авиацию, которая соответствует требованиям Альянса. Наши соседи, Польша и Румыния, имеют на вооружении многоцелевые истребители F-16, Турция не только закупила, но и наладила производство этих самолетов. Чехия имеет на вооружении шведские SaabJAS-39 Gripen. Неплохие отношения с Францией позволяют рассмотреть как вариант перевооружение на Dassault Rafale.

Украинское небо, прежде всего, должна защищать наша боевая авиация, поэтому не стоит затягивать вопрос ее перевооружение, поскольку это основа паритета сил и возможностей на предполагаемом театре военных действий с нашим противником. 

Джерело armyinform