17.01.14 
Два банкротства за год? Почему украинский авиарынок после "Аэросвит" близок к потере еще и Air Onix, что стало причиной прекращения полетов крымского перевозчика, а также сколько и кому он должен.

Банкротство авиакомпании под конец года начинает становиться уже нехорошей традицией для Украины. И если новогодние праздники 2012-2013 были подпорчены проблемами крупнейшего на тот момент перевозчика – "АэроСвита", - то в этот раз отличилась Air Onix. В декабре эксплуатант не просто прекратил полеты, но и временно лишился сертификата по собственной инициативе. При этом Министерство инфраструктуры и Государственная авиационная служба обязали Air Onix в течение месяца предоставить комиссии финансовую отчетность и подробный план выхода из кризиса, в том числе график погашения задолженности перед партнерами и восстановления полетов.

Кроме того, Госавиаслужба планировала в январе провести внеплановую проверку авиакомпании на предмет финансовой состоятельности. После изучения материалов будет рассмотрен вопрос возобновления действия сертификата или его аннулирования и лишения авиакомпании всех прав на эксплуатацию воздушных линий. Однако до конца января осталось немногим более двух недель, но, как оказалось, никакой проверки не было и, судя по всему, не предвидится.

"В настоящее время у нас нет заявки от Air Onix на восстановление сертификата эксплуатанта. Если авиакомпания решит возобновить его действие и обратится к нам с соответствующей заявкой, то мы проведем проверку и предоставим свои выводы", - сообщили Центру транспортных стратегий в Госавиаслужбе.

К тому же, перевозчик пока не сделал каких-либо шагов для урегулирования конфликта с "Интеравиа", которая прекратила сотрудничество с Air Onix из-за долгов. В компании "Интеравиа" Центру транспортных стратегий рассказали, что иск против ответчика подан, а дело назначено к рассмотрению, отказавшись назвать дату и сообщить какие-либо другие подробности. Но, согласно определению Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 9 января, слушание состоится 28 января в 10:00. Кроме того, в документе впервые обнародована сумма задолженности, из-за которой хэндлинговая служба отказалась обслуживать рейсы Air Onix. Она составляет 1,352 млн грн. К моменту начала заседаний стороны обязаны составить двусторонний акт сверки и предоставить его судебной инстанции.

Киевский аэропорт Жуляны, с которым до 11 декабря сотрудничала авиакомпания, также пока не видит каких-либо активных действий с ее стороны. "В настоящее время международный аэропорт Киев не ведет переговоры с авиакомпанией Air Onix о возобновлении полетов, соответственно, мы не пришли ни к каким договоренностям. Задолженность перед аэропортом у перевозчика на сегодня составляет 700 тыс. грн. В связи с этим аэропорт обратился в суд для взыскания этой задолженности. Мы не против того, чтобы авиакомпания выполняла рейсы, однако она не выполняет условия договора", - рассказали Центру транспортных стратегий в пресс-службе воздушной гавани.

Кроме того, по информации участников рынка, перевозчик имеет невыполненные финансовые обязательства перед поставщиком авиакеросина – компанией "ЛУК-Авиа Ойл". Но размер ее пока неизвестен. Получить комментарии Air Onix относительно сложившейся ситуации не удалось. Поэтому сложно с точностью спрогнозировать, какова дальнейшая судьба крымской авиакомпании, однако косвенные признаки указывают на то, что Air Onix пока что не стремится восстановить свой сертификат эксплуатанта и возобновить полеты.

К тому же неизвестно, как складываются отношения перевозчика с лизингодателями. Напомним, в октябре компания International Lease Finance Corporation (ILFC) хотела отозвать у Air Onix два самолета из-за просрочки платежей. Перевозчик умалчивает о том, как завершились переговоры. Но следует учесть два фактора, которые однозначно играют против него. В первую очередь, это задолженность, которую Air Onix вряд ли смогла погасить. Во-вторых, свою роль сыграли и политические события, которые негативно отразились на кредитном рейтинге Украины и вынудили поставщиков воздушных судов занять выжидательную позицию. По неофициальным данным, несколько отечественных авиакомпаний не смогли ввезти в страну самолеты из-за опасений лизингодателей. Что же касается Air Onix, то, по всей видимости, лизингодатели сейчас пытаются вернуть свои машины. Но безуспешно, так как два Boeing 737 по-прежнему стоят на перроне столичного аэропорта Жуляны.

Источник ЦТС