30.12.13 
Новый год-2013, наверное, ознаменовался самым знаковым событием всего, теперь уже уходящего, года - исчезновением с рынка ведущей авиакомпании страны - "АэроСвит". Компания не ушла "по-английски", события с каждым днем развивались все интереснее. Вначале "АэроСвит" имел проблемы с расчетами перед аэропортами и системами продажи билетов, из за чего опаздывали и отменялись рейсы.

Затем, как стало известно из судебных решений, компания подала заявление о банкротстве, однако при этом отмечала, что не является банкротом, не останавливает производственную деятельность и выполняет все операционные процедуры в полном объеме, включая меры по обеспечению безопасности полетов, а обращение в Хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеет целью начало процедуры санации как части программы реформирования компании в целях повышения ее операционной эффективности, восстановления платежеспособности и обеспечения выполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме.

Однако далее становилось все хуже, и пассажиров "АэроСвита" приходилось массово вывозить из разных стран другим авиакомпаниям.

Позже начались массовые увольнения сотрудников, которые периодически выходили на митинги с требованиями погасить задолженность по зарплате. Это ни к чему не привело.

Уже в конце января Киевский апелляционный хозяйственный суд принял к производству апелляционную жалобу Бориспольской объединенной государственной налоговой инспекции в Киевской области на определение Хозсуда об открытии производства по делу о банкротстве авиакомпании "АэроСвит". Налоговая просила отменить данное решение и прекратить производство по делу, и хотя распорядитель имущества авиакомпании Леонид Талан заявлял, что оснований говорить о фиктивном банкротстве "АэроСвита" нет, апелляционный суд отменил решение Хозсуда о возбуждении производства по делу о банкротстве авиаперевозчика.

После этого компания фактически исчезла, хотя юридически существовала, оставив за собой тысячи безработных сотрудников и многомиллионные долги перед ними.

Уже в июле 2013 года бывший генеральный директор авиакомпании был объявлен в международный розыск. Позже прокуратура предложила закрыть дело в отношении руководителя "АэроСвита" в связи с погашением задолженности перед Пенсионным фондом в размере 9 млн грн.

Недавно, в декабре, прокуратура направила в суд обвинительный акт в отношении бывшего гендиректора компании за умышленную невыплату 2696 работникам заработной платы на общую сумму 54,7 млн грн. В ходе досудебного расследования ему была избрана мера пресечения в виде залога. Буквально через неделю Бориспольский городской районный суд присудил бывшему гендиректору авиакомпании выплатить штраф в размере 10 тыс. грн с лишением права занимать должности, связанные с финансово-распорядительными функциями сроком на один год. Сопоставимо ли это с вышеизложенным -– вопрос если не риторический, то открытый...

Исчезновение "АэроСвита" имело неоднозначный эффект. Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" ввиду этих событий, не теряя времени, в течение года успешно расширила свой флот и маршрутную сеть, став единственным флагманским авиаперевозчиком страны. А вот главные воздушные ворота Украины – аэропорт "Борисполь" - стали заложником ситуации, потеряв из-за ухода АэроСвита" значительную долю пассажиропотока: в январе текущего года сокращение пассажиропотока составило 18%, в феврале – 25%, марте – 21,7%, апреле – 13,8%. В январе-мае 2013 года сокращение пассажиропотока аэропорта составляло 15,2%. Но удар не стал столь сильным, и уже в январе-августе этого года аэропорт обслужил 5,114 млн пассажиров, сократив тем самым падение пассажиропотока по сравнению с январем-июлем текущего года на 1,4 процентных пункта – с 13% до 11,6%. По итогам 2013 года аэропорт прогнозирует 5%-ное падение, а уже в 2014-м рассчитывает более чем на 10%-ный рост.

Еще одним "маленьким призраком" "АэроСвита" в конце года стала симферопольская авиакомпания Air Onix, которая была основана в 2007 году, однако свой первый рейс выполнила 28 апреля 2012 года. Чем занималась компания в период между регистрацией и началом работы – неизвестно, хотя период и не мал.

С 2012 года симферопольская авиакомпания начала свое развитие, однако что-то пошло не так. Хотя в ноябре Air Onix и сообщал о планах отказаться от эксплуатации самолетов Boeing 737-500 ввиду их малой пассажировместимости и низкой экономической эффективности и о том, что до летней навигации-2014 планировал пополнить флот самолетами Boeing 737-400, 737-300 и 737-800, уже 11 декабря авиаперевозчик приостановил полеты, в частности, в связи с задолженностью перед хэндлинговыми компаниями за наземное обслуживание

Более того, 27 декабря стало известно, что Air Onix обратилась в Государственную авиационную службу с просьбой о приостановке рейсов на ближайшие несколько месяцев и пообещала начиная с весны 2014 года возобновить рейсы, которые были ранее запланированы на летнюю навигацию. Насколько реальны эти планы – покажет время, не так много осталось до весны.

Но не все так плохо было в мире украинской авиации в уходящем году. Знаковым событием стало парафирование соглашения между Украиной и Евросоюзом о едином авиационном пространстве в Вильнюсе, которое произошло 28 ноября 2013 года.

Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Европейского Союза с сезона летней навигации 2015 года смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании - в ЕС. Кроме того, будут сняты все ограничения на еженедельные рейсы между Украиной и ЕС. Помимо этого, подписание указанного соглашения позволит улучшить отношения между Украиной и ЕС и создаст выгодные позиции для авиационной промышленности и потребителей.

Специалисты отрасли считают, что соглашение будет способствовать созданию равных конкурентных возможностей на рынке авиаперевозок, устранению таможенных и налоговых ограничений для авиакомпаний Европы и Украины. Кроме того, полномасштабная реализация соглашения может способствовать привлечению в страну, в частности, в международный аэропорт "Борисполь", новых авиакомпаний, включая лоукост перевозчиков, и удешевлению авиационных услуг. Так или иначе - осталось дождаться летнего сезона 2015 года.

Джерело Интерфакс