04.08.16 
√лава совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктор ѕопов: "јвиасалон "‘арнборо" показал, что наша сильна€ ниша – это транспортные и региональные пассажирские самолеты  вместимостью до 100-120 мест"

“акие данные дуополисты Boeing и Airbus озвучили на авиасалоне ‘арнборо-2016. ”краинские авиастроители ищут свою нишу на мировом авиарынке. — целью консолидировать усили€ украинского авиапрома в июне "”кроборонпром" создал в своей структуре кластер - "”краинскую авиастроительную корпорацию". ќб итогах и перспективах отечественного авиастроени€ в интервью "÷ензор.Ќ≈“" рассказал председатель совета »нновационного регионального аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктор ѕопов.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
-  аковы основные итоги посещени€ украинской делегацией ћеждународного авиасалон "‘арнборо-2016"? ѕроводились ли переговоры в рамках авиафорума?  аковы позиции украинских авиапромышленников на мировой авиационной арене?

- ”краинска€ авиационна€ промышленность и в целом делегаци€ выгл€дела очень достойно. —остав был традиционным. Ёто √  "јнтонов", предпри€ти€, вход€щие в √  "”кроборонпром", компании "ћотор-—ич", "FED" (ѕјќ "‘Ёƒ") и другие.
 
»нтриги не было - на авиасалоне был представлен новый украинский военно-транспортный самолет јЌ-178. ѕервые три дн€ авиасалона - это посещение специалистами. » €, как очевидец, могу смело утверждать - интерес к јЌ-178 был очень большой. ¬о врем€ авиасалона прошли переговоры, встречи с компани€ми —аудовской јравии, »ндии, »рака,  ита€,  анады, јзербайджана,  азахстана.
 
—траны Ћатинской јмерики пока про€вл€ют умеренный интерес к украинским самолетам. Ѕразильский Embraer на ‘ранборо представил военно-транспортный самолет KC-390, который €вл€етс€ ближайшим конкурентом отечественного јн-178. Ќо у нашего самолета есть как технические преимущества, так и существенно низка€ цена.
 
ћногие страны, например, јзербайджан,  итай, —аудовска€ јрави€, вели переговоры не только о закупке самолета, а о разворачивании лицензионного производства в своих странах. ѕродажа лицензионного производства открывает более широкие возможности сотрудничества. ќдно дело - это продажа и дальнейша€ эксплуатаци€ (ремонт, поставка запчастей), а другое дело - многолетн€€ международна€ коопераци€ по созданию новых образцов авиационной техники на базе јЌ-178.
 
јвиасалон ‘арнборо в очередной раз показал, что наша сильна€ ниша - это транспортные и региональные пассажирские самолеты вместимостью до 100-120 мест, и наша задача - отвоевать сегмент этого рынка.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
- ¬ чем выгода продажи лицензии на производство самолетов, двигателей? Ќе выгоднее ли производить их в ”краине и продавать уже готовую продукцию?
- ѕродавать лицензии на производство того или иного продукта всегда выгодно. ѕроцесс запуска лицензионного производства раст€гиваетс€ минимум на 5 лет. —начала организовываетс€ производство крупных элементов, потом средних узлов и, в конечном итоге, мелких запчастей, комплектующих. ѕокупка лицензии подразумевает большие платежи за само право производить продукт. Ёто позвол€ет аккумулировать средства и вкладывать их в новые разработки. ѕока компани€ организовывает лицензионное производство в другой стране, она имеет ресурсы дл€ создани€ новых образцов техники. —егодн€ авиастроительной компании сложно продать в ту или иную страну самолет, а вот если войти в лицензионное производство, то компани€ будет иметь достаточно большой объем работы, плюс платежи за право производить продукт, а главное - она выйдет на интересующий ее рынок.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
-  акова потребность в јЌ-178 в мире?
- ¬ гражданском применении самолета - более 100 воздушных судов в год. ¬ јЌ-178 входит два морских большегрузных морских контейнера. ¬о-первых, сегодн€ контейнерные перевозки доминируют в наземных, морских, а теперь и в воздушных грузоперевозках. ¬ современной промышленности, машиностроении, в производстве той или иной продукции производственный процесс зависит от правильно выстроенной логистики.  омпании все чаще уход€т от складировани€ в пользу доставки комплектующих, мину€ склады - сразу в производство. ѕри такой логистической цепочке важно выполнение требовани€ JIT (just in time - "точно в срок"). » транспортна€ авиаци€ может эффективно обеспечить выполнение этих требований. ѕоэтому сохран€етс€ устойчива€ тенденци€ доставки грузов авиатранспортом. ¬о-вторых, сегодн€ стремительными темпами развиваетс€ доставка товаров, купленных в интернет-магазинах, расположенных в самых разных уголках мира. » јЌ-178 может быть востребован в сегменте рынка почтового перемещени€ товаров. ¬-третьих, это специализированное использование самолета: при чрезвычайных ситуаци€х, доставке оборудовани€ в зону стихийных бедствий, медикаментов, гуманитарной помощи, военной техники и так далее.

 

” –ј»Ќ— »… ј¬»ƒ¬»√ј“≈Ћ№ ѕќЋ”„»“ ≈¬–ќѕ≈…— »… —≈–“»‘» ј“
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо

- Ќа авиасалоне также был представлен австрийский легкомоторный самолет с украинским двигателем Diamond DART 450.  аковы перспективы этого проекта?

- ѕрезентации самолета Diamond DART-450 вызвала большой интерес у специалистов. ѕроект Diamond DART 450 - это успешное продолжение кооперации украинских двигателестроителей с европейскими производител€ми.  омплектаци€ австрийских самолетов украинскими двигател€ми ј»-450 - это серьезные поставки. ќчень важно, что двигатель будет сертифицирован по нормам EASA (European Aviation Safety Agency - ≈вропейское агентство по авиационной безопасности ).
 
Ёто будет первый сертификат EASA выданный украинским двигател€м. —амолет получилс€ удачный, с хорошими летными показател€ми. ƒвигатель демонстрирует хорошие характеристики, и вс€ топливна€ автоматика показала очень конкурентоспособную топливную эффективность, даже в сравнении с бензиновыми и дизельными авиационными двигател€ми.
 
ѕосле презентации и первого полета были провели переговоры с китайской делегацией из города ”ху. “ри года назад китайским правительством было прин€то решение развивать в этом городе и провинции јньхой самолетостроение. Ѕыл построен завод по производству лицензированных самолетов компании Diamond. Ќа "‘арнборо" прошли переговоры о закупке лицензии на производство Diamond DART-450 и были проведены переговоры с компани€ми "ћотор —ич", "»вченко-ѕрогресс", "FED" по закупке лицензии на производство двигател€ ј»-450 в  итае. —тартова€ программа лицензионного производства - 450 самолетов, в денежном эквиваленте это около 450 млн долларов.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
—правка ÷ензор.Ќ≈“:
 итайска€ государственна€ оборонна€ компани€ China Electronics Technology Group Corporation (CETC) заключила контракт с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries GmbH о разработке самолета специального назначени€ на базе многоцелевого DA42 MPP дл€ внутреннего рынка и на экспорт.  итайска€ компани€ планирует разработать, по меньшей мере, четыре варианта - морской патрульный (Ocean Hawk, с радаром с синтезированной апертурой и оптико-электронными датчиками), разведывательный (с цифровым видоискателем и спутниковой аппаратурой), транспортно-десантный и дл€ проведени€ аэрофотосъемки и картографии.
 
—амолеты будут производитьс€ на новом заводе (CETC Wuhu Diamond Aircraft Manufacture Co Ltd) площадью 60 кв. км в городе ”ху (восточна€ провинци€ јньхой). —ерийное производство будет развернуто в 2016 году, темп выпуска планируетс€ до 400 машин в год.

 

- ћеждународный авиасалон "‘арнборо" проходит в ¬еликобритании раз в два года. „то показал авиафорум: в каком направлении движетс€ современна€ авиаци€ и куда необходимо стремитьс€ украинским авиастроител€м?
- ќсновной тренд гражданской авиации - применение композитных материалов. «десь лидируют Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350. ѕо этому пути также идут производители легкомоторной авиации. ¬ этом направлении "јнтонову" двигатьс€ еще очень долго.

¬тора€ тенденци€ - снижение шумности самолетов. ICAO ( ћеждународна€ организаци€ гражданской авиации ) выдвигает жесткие требовани€ в этом направлении. «десь нашим двигателестроител€м есть над чем работать. —ледующее - повышение топливной эффективность (расход авиатоплива на одного пассажира), а также уменьшение выбросов в атмосферу. «десь отечественные производители авиадвигателей наход€тс€ на хороших позици€х. ”краинский «ћ Ѕ "ѕрогресс" успешно конструирует двигатели с малоэмиссионными камерами сгорани€, которые производ€т малые выбросы загр€зн€ющих веществ в атмосферу.

≈сли посмотреть диаграмму выпускаемых авиационных двигателей в мире, то украинские двигатели наход€тс€ если не на самой вершине, то р€дом с ней. –асходы топлива буквально на какую-то сотую отличаютс€ от лучших мировых производителей: Rolls-Royce, General Electric, Pratt & Whitney. ”краина имеет очень хорошие заделы дл€ продажи своих двигателей.

Ќо необходимо отметить, что санкционна€ политика существенно тормозит развитие украинского авиационного двигателестроени€. ¬ услови€х жесткой конкуренции наши предпри€ти€ не могут эффективно работать без международной кооперации.

ѕравительство декларирует, что нужно осваивать западный рынок. ”краинские производители авиационных двигателей пытаютс€ закрепитьс€ на рынках западных стран, но они не получили ни доступа к технологи€м, ни самих материалов.Ќапример, к материалам дл€ лопаток турбин, дисков турбин. Ёто те ноу-хау, которыми ни одна компании, ни одна страна не хочет делитьс€.

–ечь не идет о технологии производства коррозионностойкой, жаропрочной и жаростойкой стали, из которой произведены эти комплектующие, но не продают даже саму сталь. ѕоэтому, нам нужно пересмотреть внешнюю политику в направлении международной кооперации в авиационной сфере иначе украинска€ авиапромышленность может остатьс€ на задворках мирового авиапрома.


»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо

ј¬»ј«ј ќЌџ ќ“Ћќ∆»Ћ» ƒќ —≈Ќ“яЅ–я
- ѕервое полугодие 2016 года дл€ украинских авиастроителей было довольно удачным. ¬ феврале государственное предпри€тие "јнтонов" подписало соглашение о кооперации в производстве јн-132 с —аудовской јравией. ¬ апреле между индийской компанией Reliance Defence Limited и √ѕ "јнтонов" был подписан меморандум о партнерстве с целью реализации на рынке »ндии самолетов различного назначени€ на основе јн-148/јн-158. ¬ июне государственное предпри€тие "јнтонов" заключило с одной из азербайджанских компаний контракт на поставку дес€ти самолетов јн-178. ¬се это выгл€дит оптимистично. Ќо какова ситуаци€ в реальности, кроме строительства транспортного самолета јн-132 дл€ —аудовской јравии, который должен по€витьс€ до конца 2016 года, украинские авиастроители приступили к созданию других воздушных судов?

- ѕеречисленные вами договоренности - это перспективы на будущее. ѕредпри€ти€-участники проекта "јн-132" работают над тем, чтобы самолет в конце года взлетел и заказчику был предоставлен первый опытный экземпл€р.  лючевой момент не столько в постройке воздушных суден, сколько в организации лицензионного производства самолетов на территории —аудовской јравии.
 
„то касаетс€ проектов строительства самолетов јн-148, јн-158, то конец 2015 года и первое полугодие 2016 года ознаменовалось падением объемов. ќдна из главных причин - торговые санкции. Ќе совсем пон€тно, почему сегодн€ служба экспортного контрол€ запрещает работать по гражданскому самолету јЌ-148 с предпри€ти€ми –оссийской ‘едерации. ≈— и —Ўј ввели санкции против –оссии, но санкции санкци€м рознь.
ѕо проекту строительства российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, разработанного компанией "√ражданские самолеты —ухого" и производ€щегос€ в »ркутске, ограничений нет и санкции не действуют. —траны ≈— успешно работают по этому проекту. Ѕолее того, два мес€ца назад в »ркутске произвели выкатку самолета ћ—-21. Ёто среднемагистральный аналог самолета Airbus A320.
¬ прошлом году российское предпри€тие "јвиадвигатель" приостановило сотрудничество с «апорожским  Ѕ по созданию двигател€ ѕƒ-14 дл€ самолета ћ—-21, хот€ проект камеры сгорани€, который был предложен специалистами «апорожского  Ѕ был очень перспективным. ћ—-21 готовилс€ к выпуску с двум€ типами двигателей - американским Pratt & Whitney PW1000G и российско-украинским ѕƒ-14, разработки ќјќ "јвиадвигатель". »з-за того, что было приостановлено сотрудничество испытани€ двигател€ ѕƒ-14 не были завершены и перва€ выкатка ћ—-21 состо€лась с американскими двигател€ми.
 
 ак видим, —Ўј и –осси€ успешно сотрудничают в сфере гражданской авиации. ћ—-21 - это пр€мой конкурент самолетов јн-148 и јн-158. Ќо наши проекты практически заморожены, а российский выходит на финишную пр€мую. ”краинские авиастроители едины в той позиции, что никакого сотрудничества с –оссией в военной сфере не может быть, пока не решен вопрос с неконтролируемыми территори€ми ƒонецкой и Ћуганской областей. Ќо ”краине необходимо пересмотреть политику сотрудничества в сфере производства гражданской продукции авиационно-технического назначени€.
- —егодн€ в ¬ерховной –аде наход€тс€ р€д законопроектов, которые предусматривают поддержку авиационной отрасли. ¬ чем суть этих законопроектов и что они дадут отечественным авиастроител€м?
- «аконопроекты, которые сегодн€ наход€тс€ в ¬ерховной –аде прошли проверку в комитетах. ќни дают определенные налоговые, таможенные преференции дл€ устойчивого развити€ аэрокосмической отрасли. ¬ разработке этих законопроектов задействована группа депутатов ¬ерховной –ады от фракции "Ѕлока ѕетра ѕорошенко". » это правильно: кому, как не фракции ѕрезидента ”краины быть главным инициатором экономических реформ в стране.
Ќо сегодн€ из пакета законопроектов о поддержке самолЄтостроени€ был прин€т лишь один документ - «” "ќ внесении изменений в некоторые законодательные акты ”краины относительно создани€ условий дл€ международной кооперации субъектов самолетостроени€ и развити€ отечественного самолетостроени€". –ассмотрение остальных законопроектов перенесено на сент€брь.
 
јвиастроители не требуют у государства денег. Ќаша просьба - законодательно закрепить авиастроение, как одну из наиболее приоритетных отраслей экономики ”краины. јвиационна€ промышленность - это высокоразвита€ конкурентоспособна€ отрасль, котора€ производит продукт с высокой добавленной стоимостью, может создать тыс€чи рабочих мест как в самолетостроении, так и в сопутствующих отрасл€х.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо 

 

"”ј " ƒќ∆≈Ќ —ƒ≈Ћј“№ ѕ–»¬Ћ≈ ј“≈Ћ№Ќџћ ” –ј»Ќ— ќ≈ —јћќЋ≈“ќ—“–ќ≈Ќ»≈
- ¬ прошлом мес€це √  "”кроборонпром" создал в своей структуре самолетостроительный кластер "”краинскую авиастроительную корпорацию". ¬ чем ее главные задачи структуры и сможет ли ”ј  реально помочь отечественным авиастроител€м?

- –анее предпринимались попытки объединить авиационные предпри€ти€. ¬ 2005-2007 годах в ”краине существовала самолетостроительна€ корпораци€ "Ќациональное объединение јнтонов" в составе √ѕ "јвиационный научно-технический комплекс имени јнтонова" ( ныне - √ѕ "јнтонов"), "јвианта", "«авода 410 √ј", ’√јѕѕ и ”краинского Ќ»» авиационной технологии. ѕозднее на ее основе был создан концерн "јвиаци€ ”краины", впоследствии переименованный в концерн "јнтонов".
 
Ќо эти проекты были неуспешными и, в конечном итоге, расформированы  абмином. —оздание "”краинской авиастроительной корпорации" - это очередна€ попытка консолидировать усили€ авиастроительной отрасли, и € очень надеюсь, что она будет удачной. ќсновна€ цель ”ј  кооперировать предпри€ти€, работающие над строительством самолетов јЌ‑132, јЌ-178, јЌ-158, которые создаютс€ с максимальным импортозамещением, что усложн€ет их реализацию.
 
јвиастроител€м необходимо работать по-современному и быть ориентированными на конечного потребител€ - эксплуатирующие компании, чтобы предложить взаимовыгодные услови€, дл€ приобретени€ самолетов. “акже необходимо создавать центры по сервисному обслуживанию самолетов в странах, где эксплуатируютс€ наши јЌы. ”ј  должна сделать инвестиционно привлекательным украинское самолЄтостроение, ведь наши самолеты по комфорту, безопасности, техническим характеристикам отвечают всем современным требовани€м.
- ќдин из ключевых вопросов, которые нужно решить, дл€ того, чтобы в ”краине на внутренних рейсах летали јЌы - создать эффективную программу авиационного лизинга. ”ј  будет заниматьс€ решением этого вопроса?
- ¬есь авиарынок работает по лизинговым схемам. 99% всего мирового парка гражданской авиации приобретено через лизинговые компании. ” нас же почему-то считают, что авиакомпании, работающие в ”краине, об€заны покупать самолеты за живые деньги. Ќикака€ авиакомпани€-эксплуатант этого просто финансово не пот€нет. ¬недрение лизинговых схем - необходимость дл€ внутреннего рынка.
 
Ѕез лизинга украинские самолеты на внутренних рейсах не полет€т. Ћизингова€ схема подразумевает создание инвестиционного банка, который будет обслуживать лизинг. ¬ начале июл€ на встрече с ¬ице-премьером - министром регионального развити€ √еннадием «убко мы обсуждали этот вопрос и нашли полное взаимопонимание.
 
  процессу создани€ лизинговых схем мы активно подключаем авиакомпании-перевозчики.  омпани€ ћј” сегодн€ готова сегодн€ приобрести около 20 самолетов јЌ-148, јЌ-158 и эксплуатировать их на внутренних рейсах, а также на ближнем зарубежье. ћј” поставила главное условие перед  абмином: обеспечьте лизинговую схему, и мы сразу разместим заказ на 20 самолетов.
 
–еальный портфель заказов, на который может рассчитывать наша авиационна€ промышленность - около 100 самолетов в год. ѕо всем расчетам украинский авиапром сможет выпускать такое количество воздушных судов ежегодно, и они будут востребованы рынком. Ќовый  абмин должен создать услови€, при которых отечественна€ авиаци€ будет успешно развиватьс€.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
- ”краинские авиастроители с начала этого года ждали заказов от ћинобороны. ќни поступили?
- ћинобороны сформировало заказ дл€ компании "ћотор-—ич" на модернизацию около 10 вертолетов. ¬ этом проекте участвует и компани€ " FED " (ѕјќ "‘Ёƒ"). —о второго полугоди€ авиастроители убедились, что гособоронзаказ на 2016 год - это реальность, а не только за€влени€ чиновников. Ќо объемы производства новой авиационной техники, модернизации и ремонторизации существующего самолетно-вертолетного парка должны быть больше. ¬едь ни у кого не вызывает сомнени€, что военное переоснащение украинских ¬¬— - это реальна€ потребность дл€ страны.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
≈го  оролевское ¬ысочество ѕринц ћайкл  ентский посетил јЌ-178 на авиасалоне в ‘арнборо

 

"√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ-„ј—“Ќќ≈ ѕј–“Ќ≈–—“¬ќ – Ё“ќ ∆»«Ќ≈ЌЌјя Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“№ ƒЋя Ё ќЌќћ» » ” –ј»Ќџ" 

- ћногие государственные предпри€ти€ авиационной отрасли наход€тс€ в состо€нии стагнации. яркий пример - ’арьковский авиационный завод. ¬ то же врем€ частные компании авиационной отрасли показывают рост производства, освоение новых рынков сбыта. ѕо мнению экспертов, выход из сложившейс€ ситуации - государственно-частное партнерство. Ќапример, в ’арькове существует госпредпри€тие "’ћ« "‘Ёƒ", которое переживает не лучшие времена, и ѕјќ "‘Ёƒ", экспортирующа€ свою продукцию в  итай, »ндию, страны ≈—. „то мешает из двух компаний - государственной и частной - сделать одну, котора€ аккумулирует научно-производственный, финансово-экономический потенциал?

- ¬опрос привлечение акционерного и частного капитала в аэрокосмическую отрасль решен в —Ўј,  анаде, странах ≈вросоюза,  итае. ƒаже в –оссии этот вопрос решен, в той или иной степени. —егодн€ в —Ўј шаттлы запускают в космос частные компании. ¬ ”краине «акон "ќ государственно-частном партнерстве" был прин€т в 2010 году, но закон оказалс€ недоработанным, принималс€ под другие задачи - не под машиностроение.
ѕакет законопроектов, направленных на поддержку самолетостроени€, подразумевает и расширение возможностей дл€ привлечение частного капитала. ¬ ћинэкономике возражают против такого подхода. јргумент один - разбазаривание госимущества. Ќо ведь никто не желает угробить государственные активы, а наоборот - планирует повысить их эффективность. √осударственно-частное партнЄрство - это жизненна€ необходимость дл€ экономики ”краины.

 

— 2010 года ѕјќ "‘Ёƒ" вместе с √ѕ "’ћ« "‘Ёƒ" хотели реализовать пилотный проект по государственно-частному партнерству. ћы всегда находили полную поддержку в этом вопросе со стороны ’арьковской облгосадминистрации и сегодн€шнее руководство области поддерживает эту инициативу. —егодн€ стопор находитс€ в ћинистерстве экономического развити€ и торговли ”краины и в √  "”кроборонпром".

Ќа заседании —овета "”краинской авиационной корпорации" мы обсуждали этот вопрос и оп€ть выступили с инициативой реализовать проект государственно-частного партнерства на базе компании FED (ѕјќ "‘Ёƒ") и √ѕ "’ћ« "‘Ёƒ". „то это даст предпри€ти€м? ќни смогут консолидировать свои мощности и работать более эффективно.

 

— одной стороны, возрастет прибыль и увеличитс€ поступлени€ от налогов. — другой - снизитс€ себестоимость продукции, так как не будет двойного налогообложени€ при кооперационных поставках. —егодн€ компани€ FED поставл€ет определенные комплектующие в √ѕ "’ћ« "‘Ёƒ", в свою очередь предпри€тие предоставл€ет компании FED услуги, и все это ложитс€ на себестоимость готового издели€.
 
ƒважды платитс€ Ќƒ—, налог на прибыль - то есть распыл€ютс€ финансовые средства и предпри€ти€ лишены возможности производить более конкурентоспособную продукцию. ’очу привести пример: в 2015 году в компании FED было создано 106 новых высокооплачиваемых рабочих мест, а в этом году еще 23. ѕредставьте такие темпы в масштабах всех отрасли: если каждое предпри€тие будет создавать в год хот€ бы по 100 рабочих мест - это минимум тыс€чи рабочих мест, создаваемых ежегодно.
- ћеждународна€ сертификаци€ производства - это ключевой фактор, дл€ выхода украинских компаний авиационной отрасли на зарубежные рынки. ¬едь јЌы должны летать не только на внутренних украинских рейсах.  ак компании, которые вход€т в инновационный региональный аэрокосмический кластер "ћехатроника", решают вопрос сертификации?
- Ѕез решени€ вопросов сертификации на соответствие требований безопасности полетов по стандартам EASA (≈вропейское агентство авиационной безопасности ) или FAA ( ‘едеральное управление гражданской авиации —Ўј ) мы не сможет работать на мировых рынках. —егодн€ ”краина вышла из состава ћежгосударственного авиационного комитета (ћј ), созданного странами-членами —Ќ√, который вел јвиарегистр ћј  (ј– ћј ).
Ёто позвол€ло проходить валидацию ( процедура подтверждени€, что требовани€ заказчика (потребител€ или пользовател€) продукта удовлетворены, - ред.) наших воздушных судов в странах ≈вропы, јмерики, јзии. —обственна€ служба в ”краине не создана. Ќо определенные работы в этом направлении ведутс€.
 
—егодн€ этот вопрос решаетс€ на уровне договоренности главного конструктора √  "јнтонов" с теми странами, в которых будут эксплуатироватьс€ самолеты путем их валидации. Ќапример, это касаетс€ новых контрактов, заключенных с јзербайджаном, —аудовской јравией. Ќо, безусловно, дл€ того, чтобы выйти на европейский рынок, нужно проходить сертификацию.
 
Ќапример, компани€ " FED " (ѕјќ "‘Ёƒ") в этом году закончила сертификационный процесс (аттестацию, аудит) по присвоению европейского стандарта AS/EN 9100 в области проектировани€, разработки, производства и ремонта изделий авиационно-космической техники. ƒл€ украинской компании это прорыв, ведь " FED " - единственное украинское предпри€тие авиационно-космической отрасли, которое имеет такой сертификат.
ѕроцедура получени€ сертификата зан€ла пор€дка четырех лет. јудит проводила французска€ компани€ "Ѕюро ¬еритас —ертификейшн" ("Bureau Veritas"). —егодн€ все процедуры закончены и сертификат будет получен через 2-3 мес€ца.
»нтервью √лавы совета аэрокосмического кластера "ћехатроника" ¬иктора ѕопова об авиасалоне ‘арнборо
 омандир экипажа јЌ-178 јндрей —пасибо и ѕосол ”краины в ¬еликобритании Ќатали€ √алибаренко
- ¬ этом году компанию FED посетила больша€ делегаци€ из  ита€.  акие были достигнуты договоренности?
-  омпании авиационной промышленности из »ндии,  ита€, стран ёго-¬осточной јзии, активизировали работу по своим программам и активно хот€т участвовать в украинских программах.
 
«а прошедших три мес€ца компани€ FED (ѕјќ "‘Ёƒ") заключила четыре контракта с авиационными предпри€ти€ми  ита€ на сумму пор€дка 25 млн долларов. –ечь идет о производстве различных авиационных агрегатов (систем управлени€ полетом, агрегатов топливной системы самолетов, гидросистем и систем энергоснабжени€ самолетов), а также ремонте авиационной техники.
 
ƒо конца года планируетс€ заключение еще нескольких контрактов, которые позвол€т компании развиватьс€ и успешно интегрироватьс€ в мировую авиационную промышленность.


ёрий Ѕорщ, дл€ ÷ензор.Ќ≈“